2025-2026_26_05_05_65-23-12345-6217_plx_Научно-исследовательская работа (НИР)_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Научно-исследовательская работа (НИР)»
26.05.05 – Б1.О.20 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Научно-исследовательская работа (НИР)»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.20 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Научно-исследовательская работа (НИР)»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Научно-исследовательская работа (НИР)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
кандидат географических наук, доцент, Армаганян К.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Научно-исследовательская работа (НИР)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Уметь:

- выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Владеть:

- публичным представлением результатов решения конкретной задачи проекта.

УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
 
 
 
 
 
Знать:

- оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Уметь:

- выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Владеть:

- публичным представлением результатов решения конкретной задачи проекта.

УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения
 
 
 
 
 
Знать:

- оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Уметь:

- выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и известные условия, ресурсы и ограничения.

Владеть:

- публичным представлением результатов решения конкретной задачи проекта.

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.3 Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок определения целей проекта, уметь выбирать способы решения поставленных задач и выявлять взаимосвязи целей проекта;

- порядок учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта

Уметь:

- проводить расчет критериев и показателей достижения целей проекта

Владеть:

- порядком определения целей проекта, выбором способов решения постав-ленных задач, выявлением взаимосвязи целей проекта; расчетом  критериев и показателей достижения целей проекта;

- порядком учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта.

ПК-66.1 Знает порядок определения целей проекта, выбирать способы решения поставленных задач, выявлять взаимосвязи целей проекта
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок определения целей проекта, уметь выбирать способы решения поставленных задач и выявлять взаимосвязи целей проекта;

- порядок учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта

Уметь:

- проводить расчет критериев и показателей достижения целей проекта

Владеть:

- порядком определения целей проекта, выбором способов решения постав-ленных задач, выявлением взаимосвязи целей проекта; расчетом  критериев и показателей достижения целей проекта;

- порядком учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта.

ПК-66 Способен формировать цели проекта (программы), решения задач, критерии и показатели достижения целей, построить структуру их взаимосвязей, выявить приоритеты решения задач с учетом системы национальных и международных требований
ПК-66.2 Умеет проводить расчет критериев и показателей достижения целей проекта
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок определения целей проекта, уметь выбирать способы решения поставленных задач и выявлять взаимосвязи целей проекта;

- порядок учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта

Уметь:

- проводить расчет критериев и показателей достижения целей проекта

Владеть:

- порядком определения целей проекта, выбором способов решения постав-ленных задач, выявлением взаимосвязи целей проекта; расчетом  критериев и показателей достижения целей проекта;

- порядком учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта.

ПК-66 Способен формировать цели проекта (программы), решения задач, критерии и показатели достижения целей, построить структуру их взаимосвязей, выявить приоритеты решения задач с учетом системы национальных и международных требований
ПК-66.3 Знает порядок учета национальных и международных требований при установлении приоритетов проекта
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 6 курсе в 11 семестре.
Дисциплина «Научно-исследовательская работа (НИР)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
- Математика
 
- Геодезия и инженерные изыскания
 
- Основы судовождения
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
11
Учебные занятия с преподавателем, всего
20
20
В том числе: 
Лекционные занятия
20
20
Самостоятельная работа
52
52
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
11 семестр
 
Раздел 1. Раздел 1. Основы научных знаний, исторические этапы накопления знаний о морском деле. Организация и планирование научно-исследовательской работы.
 
Тема 1. Общие сведения о научно-исследовательской работе. Научные знания в разные исторические эпохи. НИР на современном этапе в России и мире.
Лекционные занятия:

1. Предмет и задачи дисциплины, содержание курса, литература. Историзм научного знания.

2. Исследования морей в России и мире вчера и сегодня.

3. Современное научное знание.

4. Научный подход в формулировании целей, задач, применении различных методов исследования.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Иерархия заголовков.

Выполнение текстовых заданий на компьютере.

Самостоятельная работа:

1. Составление списка рекомендованной литературы и списка рекомендованных материалов.

2. Иерархия заголовков.

Выполнение текстовых заданий на компьютере. 

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Работа с текстом. Реферат, содержание, введение.

Выполнение текстовых заданий на компьютере.

Самостоятельная работа:

1. Выполнение исследования. Сбор и систематизация научно-технической информации по теме (заданию).

2. Работа с текстом. Реферат, содержание, введение.

Выполнение текстовых заданий на компьютере.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Научное исследование для целей совершенствования судовождения на морях и внутренних водных путях и его этапы.

Методологические  основы научного  знания. Виды научного знания. Структура  и специфика технического знания.

Лекционные занятия:

1. Участие в проведении научных исследований или выполнении технических разработок. Общие рекомендации по составлению  учебной работы.

2. Основные понятия и определения. Органи-зация научно-исследовательской работы.

3. Управление в сфере науки. Ученые степе-ни и звания.

4. Наука и её роль в развитии общества.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Выбор  направления  и  планирования  научно-исследовательской  работы для нужд судовождения. Научная информация моряка: поиск, накопление, обработка, производственная часть.
Лекционные занятия:

1. Работа с научными источниками информации

2. Участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая  охрана. Внедрение научных исследований и их эффективность. Патентные исследования. Обработка и анализ полученной информации. 
Лекционные занятия:

1. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая  охрана.

2. Внедрение научных исследований и их эффективность.

3. Патентные исследования.

3. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета. 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Разработка иллюстративного и табличного материала.

Выполнение текстовых заданий на компьютере.

Самостоятельная работа:

1. Разработка иллюстративного и табличного материала НИР.

2. Выполнение текстовых заданий по теме НИР на компьютере.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Написание расчетной части. Правила оформления формул.

Выполнение текстовых заданий на компьютере.

Самостоятельная работа:

1. Написание расчетной части НИР.

2. Правила оформления формул.

3. Выполнение текстовых заданий по НИР на компьютере.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Шифры  обозначений  документов  письменных  работ.

Пояснительная записка и чертежи. Коды и шифры обозначений.

Самостоятельная работа:

1. Шифры  обозначений  документов  письменных  работ.

2. Составление пояснительной записки и чертежей.

3. Применение кодов и шифров обозначений.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Выполнение текстовых заданий на компьютере
Самостоятельная работа:

1. Выполнение текстовых заданий по теме НИР на компьютере

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Проведение библиографического  обзора  и  правила оформления  библиографии.  Разработка  индивидуальной  исследовательской  части. Техническое задание.
Самостоятельная работа:

1. Проведение библиографического  обзора  и  правила оформления  библиографии.  

2. Разработка  индивидуальной  исследовательской  части.

3. Техническое задание.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Выполнение текстовых заданий на компьютере.
Самостоятельная работа:

1. Выполнение текстовых заданий по теме НИР на компьютере.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 2. Компьютерная  верстка  текста.  Общие  требования  к оформлению  пояснительной  записки.  Размеры  шрифта,  тип  кегля,  управление  ими,  поля, колонтитулы, колонцифры. Выполнение текстовых заданий на компьютере.
Самостоятельная работа:

1. Компьютерная  верстка  текста.  Общие  требования  к оформлению  пояснительной  записки.  

2. Размеры  шрифта,  тип  кегля,  управление  ими,  поля, колонтитулы, колонцифры.

3. Выполнение текстовых заданий по теме НИР на компьютере.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Раздел 2. Раздел 2. Научное исследование для целей совершенствования судовождения на морях и внутренних водных путях и его этапы. Сбор информации по предмету и объекту исследования.
 
Тема 1 Общие требования к научно-исследовательской работе для целей совершенствования судовождения на морях и внутренних водных путях. Современные требо-вания к написанию и оформлению НИР обучающегося по специальности 26.05.05 «Судовождение».
Лекционные занятия:

1. Знакомство с требованиями по составлению и оформлению научного текста НИР

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Компьютерная верстка текста. Примеры  верстки  различных составных частей учебной работы. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР
Самостоятельная работа:

1. Компьютерная верстка текста. Примеры  верстки  различных составных частей учебной работы.

2. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Выполнение текстовых заданий на компьютере. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР
Самостоятельная работа:

1. Выполнение текстовых заданий на компьютере.

2. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Работа с текстом. Оформление приложений. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.
Самостоятельная работа:

1. Работа с текстом.

2. Оформление приложений.

3. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Выполнение текстовых заданий на компьютере. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.
Самостоятельная работа:

1. Выполнение текстовых заданий на компьютере.

2. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.

3
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.
Самостоятельная работа:

1. Обработка и анализ собранного материала для составления отчета по НИР.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Раздел 3. Раздел 3. Обработка данных, их анализ, разработка отдельных элементов. Оформление отчета по НИР обучающегося по специальности 26.05.05 «Судовождение».
 
Тема 1. Составление отчета по научной работе обучающегося по специальности 26.05.05 «Судовождение». Наименование и состав, реферат, разделы «Содержание», «Введение». 
Лекционные занятия:

1. Оформление названия, реферата, «Содержания», «Введения» НИР

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Разделы, составляющие основную часть учебной работы, их содержание и оформление.

Правила оформления таблиц и иллюстраций.

Лекционные занятия:

1. Оформление основных частей НИР. 

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Выполнение и  оформление расчетной части, написание  формул. Составление библиографического обзора (списка использованной литературы).
Лекционные занятия:

1. Оформление основных частей НИР.

2. Оформление библиографического обзора.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Основные требования  к написанию, оформлению и защите научных работ. Подготовка отчета по НИР к защите.
Лекционные занятия:

1. Основные требования  к написанию НИР.

2. Требования к оформлению и защите научных работ.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Подведение  итогов  работы. Составление  тезисов доклада на конференции. Правила подготовки научных материалов к опубликованию в печати, включая рецензирование материалов к опубликованию.
Лекционные занятия:

1. Подведение  итогов  работы.  Составление  тезисов  доклада.

2. Подготовка  научных материалов к опубликованию в печати, включая рецензирование материалов к опубликованию.

2
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
Тема 1. Подготовка доклада (сообщения) по теме исследования на научно – практической конференции, семинаре, при условии соответствия качества материала, подтвержденного рецензированием – к опубликованию. Подготовка разделов ВКР.
Самостоятельная работа:

1. Подготовка доклада (сообщения) по теме исследования на на-учно – практической конференции, семинаре, при условии соответствия качества материала, подтвержденного рецензированием – к опубликованию.

2. Подготовка разделов ВКР.

4
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.3,ПК-66.1,ПК-66.2,ПК-66.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Научно-исследовательская работа (НИР)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
3
FastStone Image Viewer
Прикладное ПО
 
4
Mozilla Firefox
 
5
Google Chrome
 
6
Компас 3D
 
7
Windows Server 2019 Data Center
 
8
Windows Server 2019 Standart
 
9
VLC Player
 
10
Sumatra PDF
 
11
Abby FineReader
 
12
AmmeAdmin
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.