2025-2026_26_02_02_51_23_1234-6217_plx_Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации»
26.02.02 –   МДК.02.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации»

Индекс:

(Файл)

26.02.02 –   МДК.02.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации»

Специальность
26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 659)», учебного плана по специальности «26.02.02 СУДОСТРОЕНИЕ (техник)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
методист, Шабатура Е.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и технологии утилизации корпусных конструкций
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 6, 7, 8 семестре.
Дисциплина «Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 374 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
7
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
352
119
78
119
36
В том числе: 
Лекционные занятия
246
85
52
85
24
Практические занятия
106
34
26
34
12
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
374
119
96
119
40
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Автоматизация проектирования средствами системы КОМПАС
 
Лекция (урок):

1. Основные сведения о системе автоматизированного проектирования

2. Инструктаж по охране труда. Техническая и пожарная безопасность, электробезопасность в компьютерном классе. Ознакомление с рабочим местом

3. Интерфейс системы. Панели и окна. Общие приемы работы с документами. Работа в окне документа

4. Общие приемы работы в графических документах. Геометрические объекты и их построение. Типы линий

5. Общие приемы редактирования. Создание и оформление чертежей. Основная надпись чертежа. Сведения о видах

6. Общие сведения о видах проецирования. Проецирование точки, отрезка, плоских фигур, геометрических тел

7. Геометрические тела как элементы моделей и деталей машин. Чтение чертежей моделей

8. Работа с текстом и простановка размеров. Линейные и угловые размеры

9. Аксонометрические проекции. Изображение – виды, разрезы, сечения. Обрыв конструкции. Графическое обозначение материалов в сечениях

10. Построение трех проекций по аксонометрической проекции модели

11. Построение третьей проекции по двум данным. Выполнение разрезов проекциях по схеме

12. Винтовые поверхности и изделия с резьбой. Условное изображение резьбы и фаски

13. Сборочный чертеж. Чтение и деталирование сборочных чертежей. Условные обозначения на чертежах

26
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 1.1. Элементы машиностроительного черчения в системе КОМПАС
Практическое занятие:№ 1. Графический диктант

№ 2. Вычерчивание двух проекций детали №1

№ 3. Построение третьей проекции детали №1

№ 4. Вычерчивание двух проекций детали №2

№ 5. Построение третьей проекции детали №2

№ 6. Простановка размеров на детали №1

№ 7. Простановка размеров на детали №2

№ 8. Вычерчивание сопряжений детали №1

№ 9. Вычерчивание сопряжений детали №2

№ 10. Выполнение разрезов и сечений вала

№ 11. Построение трех проекций по аксонометрической проекции модели с применением разреза детали №1

№ 12. Построение трех проекций по аксонометрической проекции модели с применением разреза детали №2

№ 13. Построение третьей проекции с применением разреза - деталь №1

№ 14. Построение третьей проекции с применением разреза - деталь №2

№ 15. Изображение резьбового соединения на чертеже

16
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
7 семестр
 
Раздел 2. Судостроительное черчение
 
Лекция (урок):

1. Классификация конструкторских документов и стадии их разработки

2. Виды конструкторских документов

3. Правила выполнения судостроительных чертежей: форматы, масштабы

4. Правила выполнения судостроительных чертежей: изображения – виды, сечения, разрезы

5. Правила выполнения судостроительных чертежей: типовые конструкции, выносные элементы, спецификация

6. Правила выполнения судостроительных чертежей: технические требования, таблицы и надписи

7. Условные обозначения на судостроительных чертежах: буквенные обозначения, обозначения прокатного металла

8. Условные обозначения на судостроительных чертежах: обозначения конструктивных элементов металлического корпуса

9. Условные обозначения швов сварных соединений

10. Правила нанесения размеров на чертежах судовых корпусных конструкций

11. Базовые плоскости. Теоретические линии корпусных конструкций

12. Обозначение позиций деталей

16
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.1. Конструкторские документы в судостроении
Практическое занятие:№ 16. Расшифровка условных обозначений на чертежах

№ 17. Расшифровка условных обозначений швов сварных соединений на чертежах

№ 18. Определение расположения теоретических линий на корпусных конструкциях

4
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.2. Сборочные чертежи судовых корпусных конструкций
Лекция (урок):1. Общие положения

2. Правила чтения судостроительных чертежей

3. Изображение профильного проката на чертежах. Обозначение позиций деталей, сварных швов в графическом редакторе

4. Узлы судовых корпусных конструкций (вырезы под полособульбы, голубницы, обрезка на ус,

притупление кромок, срезы, фланцы на кницах)

5. Правила выполнения деталировки сборочного чертежа

6. Правила выполнения спецификации к сборочному чертежу

7. Фундаменты судовых корпусных конструкций

8. Бортовые секции

9. Палубы и платформы

10. Поперечные и продольные переборки

11. Изучение чертежа плоскостной секции

42
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.2. Сборочные чертежи судовых корпусных конструкций
Практическое занятие:

№ 19. Вычерчивание профильного проката

№ 20. Вычерчивание узла соединения листа с профильным прокатом (полособульбом)

№ 21. Вычерчивание узла соединения листа с профильным прокатом (уголком)

№ 22. Чтение чертежей узлов судовых корпусных конструкций

№ 23. Вычерчивание узла корпусной конструкции

№ 24. Деталировка узла корпусной конструкции

№ 25. Составление спецификации к узлу корпусной конструкции

№ 26. Выполнение чертежа фундамента

№ 27. Чтение чертежа бортовой секции

№ 28. Чтение чертежа секции палубы / платформы

№ 29. Чтение чертежа секции поперечной / продольной переборки

№ 30. Вычерчивание плоскостной секции

№ 31. Составление спецификации к чертежу плоскостной секции

14
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):Контрольная работа
1
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Исходные данные для построения теоретического чертежа. Выбор масштаба

2. Сетка теоретического чертежа

3. Последовательность построения контуров проекций корпуса судна

4. Последовательность построения ватерлиний на проекции «полуширота»

5. Последовательность построения батоксов на проекции «бок»

6. Последовательность построения шпангоутов на проекции «корпус»

7. Согласование проекций и правила оформления теоретического чертежа

26
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.3. Теоретический чертеж корпуса судна
Практическое занятие:

№ 32. Построение сетки теоретического чертежа

№ 33. Вычерчивание контуров корпуса судна на проекции «бок»

№ 34. Вычерчивание контуров корпуса судна на проекции «полуширота»

№ 35. Вычерчивание контуров корпуса судна на проекции «корпус»

№ 36. Вычерчивание ватерлиний на проекции «полуширота»

№ 37. Вычерчивание батоксов на проекции «бок»

№ 38. Вычерчивание шпангоутов на проекции «корпус»

№ 39. Оформление теоретического чертежа

12
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.4. Конструктивные чертежи корпуса судна
Лекция (урок):

1. Конструктивный чертеж мидель-шпангоута

2. Правила вычерчивания мидель-шпангоута

3. Конструктивный продольный разрез

4. Растяжка наружной обшивки

5. Конструктивные чертежи основных корпусных конструкций

6. Конструктивные чертежи оконечностей

7. Схемы разбивки корпуса судна на секции и блоки

26
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.4. Конструктивные чертежи корпуса судна
Практическое занятие:

№ 40. Чтение чертежа мидель-шпангоута

№ 41. Вычерчивание мидель-шпангоута

№ 42. Нанесение надписей на чертеже мидель-шпангоута

№ 43. Нанесение бортового набора на чертеже продольного разреза корпуса

№ 44. Чтение чертежа растяжки наружной обшивки

№ 45. Нанесение днищевого набора на плане второго дна

14
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Чертежи общего расположения судна

2. Чертежи расположения оборудования

6
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.5. Чертежи общего расположения
Практическое занятие:

№ 46. Определение местоположений помещений на судне по чертежу общего расположения

№ 47. Определение местоположений механизмов и оборудования на судне по чертежу расположения оборудования

4
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

Чертежи и техническая документация судовых систем и трубопроводов.

Общие методические указания по чтению и выполнению принципиальных схем судовых систем и трубопроводов

6
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 2.6. Принципиальные схемы и монтажные чертежи узлов судовых систем и трубопроводов
Практическое занятие:

№ 48. Чтение и выполнение принципиальных схем судовых систем и трубопроводов

2
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
8 семестр
 
Раздел 3. Проектирование и прочность судов
 
Лекция (урок):

1. Введение

2. Основы расчетного проектирования судов и кораблей

3. Внешние нагрузки и работа корпусных конструкций

4. Нормы прочности морских судов по Правилам Регистра и нормирование прочности перекрытий и конструкций

5. Нормирование местной прочности корпуса судовых перекрытий

6. Основы проектирования судовых перекрытий, конструкций и узлов судового корпуса

7. Проектирование и расчет геометрических характеристик составных частей балок набора корпуса

30
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 3.1. Проектирование судов, судовых перекрытий и узлов корпуса судна
Практическое занятие:

№ 49. Определение допускаемых напряжений в перекрытиях и конструкциях

№ 50. Проектирование составных частей балок корпуса и определение их характеристик табличным способом

4
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 3.2. Основы строительной механики судна
Лекция (урок):

1. Понятие об упругом теле и упругих системах и их свойствах

2. Статические и динамические задачи теории упругости. Обобщенный закон Гука

3. Потенциальная энергия упругого тела. Понятие о теориях прочности

4. Строительная механика корабля – наука о прочности судов

5. Теория изгиба судовых конструкций

6. Изгиб статически определимых балок

7. Изгиб статически неопределимых однопролетных балок

8. Применение метода наложения для статически неопределимых однопролетных балок

9. Построение эпюр перезывающих сил и изгибающих моментов для статически неопределимых однопролетных балок

10. Примеры неразрезных многопролетных балок набора перекрытий корпуса

11. Расчет многопролетных неразрезных балок с помощью теоремы трех моментов

12. Построение эпюр перезывающих сил и изгибающих моментов для неразрезных многопролетных балок

13. Классификация рам судового корпуса

14. Построение эпюр перерезывающих сил и изгибающих моментов для рам

15. Идеализация перекрытий в виде системы балок

16. Устойчивость стержней

17. Устойчивость стержней

18. Классификация пластин судового корпуса

19. Понятие об эйлеровых напряжениях

20. Внешние, статические и динамические силы, вызывающие общий продольный изгиб корпуса судна на тихой воде и на волне

21. Виды деформаций корпуса при продольном изгибе

22. Разбивка сил веса на 20 теоретических шпаций. Построение кривой нагрузки

23. Понятие об эквивалентном брусе. Расчет эквивалентного бруса в первом приближении

24. Основы расчетов по методу предельных нагрузок

41
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 3.2. Основы строительной механики судна
Практическое занятие:

№ 51. Определение с помощью таблиц элементов изгиба однопролетных статически определимых балок

№ 52. Раскрытие статической неопределимости однопролетных статически неопределимых балок

№ 53. Раскрытие статической неопределимости многопролетных балок при помощи теоремы трех моментов

№ 54. Расчеты прочности простых рам с неподвижными узлами

№ 55. Расчет перекрытия методом приравнивания стрелок прогиба в узлах пересечения балок главного направления и перекрестных связей

№ 56. Расчеты судовых корпусных конструкций: пиллерсов, стоек переборок и балок на устойчивость

№ 57. Расчет абсолютно жестких пластин на изгиб и устойчивость по приближенным формулам, графикам

№ 58. Расчет пластин конечной жесткости на изгиб и устойчивость по приближенным формулам, графикам

№ 59. Расчет эквивалентного бруса в первом приближении

24
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):Дифференцированный зачёт
2
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Расчеты местной прочности днищевого перекрытия

2. Расчеты местной прочности бортового перекрытия

3. Расчеты местной прочности палубного перекрытия

4. Расчеты местной прочности водонепроницаемых переборок

16
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 3.3. Расчеты местной прочности судовых перекрытий
Практическое занятие:

№ 60. Расчет местной прочности связей днища

№ 61. Расчет местной прочности связей борта

№ 62. Расчет местной прочности связей палуб

№ 63. Расчет местной прочности водонепроницаемых переборок

12
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Тема 3.4. Экспериментальная оценка прочности судов. Общая и местная вибрация
Лекция (урок):

Свободные и вынужденные колебания и их параметры. Явления резонанса.

Различные виды вибрации судна, корпусных конструкций. Расчеты местной и общей вибрации. Экспериментальные методы определения напряжений и деформаций в судовом корпусе

6
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Консультации:
4
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):Дифференцированный зачет
2
ПК 2.1,ПК 2.2.,ПК 2.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Конструкторская подготовка производства в судостроительной организации» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.А.Чекмарев, В.К.Осипов Черчение. Справочник:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. Таранцев И.Г Компьютерная графика  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96014.html 
 
3. П. В. Королев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88496.html 
 
4. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
5. Путий, Л. Д. Теория и устройство судна [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Севастополь : Филиал ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь, 2021. - 59 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/25054 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.