ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – Раздел4.05. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
26.02.03 – Раздел4.05. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 872)», учебного плана по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ, а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.1. Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.2. Несение безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.9. Маневрирование судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.20. Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.21. Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К.22. Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Технические средства судовождения
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Теория и устройство судна
- Управление судами и составами на внутренних водных путях
- Навигационная гидрометеорология
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы навигации
Географические координаты
Единицы длины и скорости,
принятые в судовождении
Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и
огней
Системы деления горизонта
К.21.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Понятие о магнитном поле
Земли. Магнитные курсы и пеленги
К.22.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Порядок приведения магнитного склонения к году плавания
К.22.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод
К.22.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Порядок определения поправки магнитного компаса, перевода компасных направлений к истинным направлениям и от истинных направлений к компасным
К.22.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Раздел 2. Технические средства
судовождения
Системы курсоуказания и ориентации.
К.22.,К.20.,К.1.,К.2.,К.9.
Системы и устройства для определения пройденного расстояния и скорости суда.
Системы и устройства для определения глубины.
К.21.,К.22.,К.1.,К.2.,К.9.
Береговые и плавучие средства навигационного оборудования (СНО).
К.21.,К.22.,К.1.,К.2.,К.9.
Раздел 4. Основы навигационной гидрометеорологии
Гидрометеорологические приборы и инструменты
Порядок определения направления и силы истинного ветра.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Соломатин Н.Т., Кондратьев С.И. Навигация:учебник в 2 т.. - Ростов н/Д: «Печатная лавка», 2017 . -
2. Шевелев В.Я. В помощь судоводителям:. - Ростов н/Д.: Филиал НГМА, 2008. -
3. Ермолаев Г. Г. Морская лоция:Учебник для вузов морского транспорта. - Транспорт, 1982. -
6.2 Дополнительная литература
1. Гаврюка М.И. Задачник по навигации и лоции:Задачник. - Транспорт, 1984. -
2. Ляльков, Э.П.; Васин, А.Г. Навигация:. - Транспорт, 1981. -
3. Дмитриев В.И., Рассукованный Л.С. Навигация и лоция, навигационная гидрометеорология, электронная картография:. - Моркнига, 2018. -
4. Конспект лекций из УМКД Навигационная гидрометеорология:. - , . -
6.2 Дополнительная литература
4. В. К. Моргунов, А. А. Перфильев Общая лоция [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - СГУВТ, 2019. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147159
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.