ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы охраны труда на судах»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы охраны труда на судах»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности.
Иметь практический опыт:
- меры безопасности несении вахты в МО, при работе в мастерских, выполнении ремонта и использовании различного инструмента и оборудования;
- правила охраны труда на судах.
Уметь:
- выполнять правила техники безопасности при эксплуатации главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем, судового электрооборудования, а также при несении вахты в машинном отделении;
- выполненять мероприятия по снижению травмоопасности при технической эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании энергетического оборудования и судовых систем
Иметь практический опыт:
часов
Введение. Основные понятия и определения охраны труда.
Общепринятая иерархия правовых норм, регулирующих вопросы безопасности труда на море. Международные нормы, законы РФ по вопросам охраны труда, государственные нормативные требования по ОТ в РФ.
Виды ответственности за нарушение требований по охране труда
Организация работы по охране труда на предприятиях и судах. Система управления охраной труда на судне. Обязанности судовладельца и членов экипажа по соблюдению требований ОТ. Дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность
Виды инструктажей по ОТ, обучение и проверка знаний по ОТ, контроль за качеством обучения.
Основные причины травматизма. Порядок расследования и учета несчастного случая на производстве.
Условия труда. Микроклимат судовых помещений
Классификация условий труда. Показатели, характеризующие микроклимат. Мероприятия и средства, обеспечивающие допустимые условия труда
Шум, вибрация, электромагнитные излучения, инфра и ультразвук
Источники возникновения, воздействие на человека, мероприятия по предупреждению воздействия.
труда при работах в замкнутых, труднодоступных помещениях., при работе на высоте и за бортом
Общие требования безопасности на судне.
Средства коллективной и индивидуальной защиты, применяемые на судах. Требования безопасности при работе на высоте, за бортом, в замкнутых и труднодоступных отсеках и плохо вентилируемых помещениях
Требования охраны труда при производстве якорных, швартовых и буксировочных работ.
Меры безопасности перед началом работ, во время производства и по окончании швартовно-якорных работ, комплекс запрещающих мер, при буксировочных операциях на судне.
Общие требования безопасности в МКО. Меры безопасности при работах с судовыми дизельными установками, с паровыми котлами на судне, при обслуживании судовых вспомогательных механизмов и оборудования.
Меры безопасности при работах с люковыми закрытиями, при работах с грузоподъемными устройствами и грузозахватными приспособлениями на судне, при проведении грузовых операций на судне.
Меры безопасности при организации рабочего места, при работе ручным и механизированным инструментом: работе на станках в судовой мастерской. Требования охраны труда при выполнении очистных и окрасочных работ на судне
Виды поражения электрическим током. Основные факторы, определяющие тяжесть поражения током, Классификация помещений по степени опасности поражения током. Классификация судового электротехнического персонала.
Назначение технических способов и средств электробезопасности, основные и дополнительные средства индивидуальной защиты, применяемые в электроустановках.
Общие меры безопасности при обслуживании судового электрооборудования, безопасность при профилактических и ремонтных электротехнических работах.
при работах с аккумуляторными батареями и в аккумуляторных помещениях
Контрольная работа.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.