2025-2026_26_02_05_51_25_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Инженерная графика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная графика»
26.02.05 – ОП.01 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Инженерная графика»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.01 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Инженерная графика»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Инженерная графика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 873)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Максимова С.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Инженерная графика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

Уметь:

- определять задачи для поиска информации

- определять необходимые источники информации

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов и приемов проекционного черчения;

- правил чтения конструкторской и технологической документации;

- требований  государственных стандартов  Единой  системы конструкторской  документации  и Единой системы технологической документации;

- правил выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов, спецификаций и схем;

- способов  графического представления  объектов, пространственных  образов, технологического оборудования и схем;

- принципов  построения электронных диаграмм и схем в соответствии  с  действующими стандартами

Уметь:

- читать  конструкторскую  и технологическую документацию по профилю специальности;

- оформлять  техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- выполнять спецификации, эскизы, технические  рисунки  и  чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

- выполнять графические изображения технологического  оборудования схем в ручной и машинной графике

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Инженерная графика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Материаловедение
 
- Техническая механика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
10
10
Практические занятия
44
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
54
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Геометрическое черчение
 
Лекция (урок):

Форматы, масштабы. Линии чертежа. Основные надписи. Шрифт чертёжный

2
ОК 01.
 
Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей
Практическое занятие:

Выполнение надписей чертёжным шрифтом

6
ОК 01.
 
Тема 1.2 Геометрические построения. Нанесение размеров
Лекция (урок):

Деление отрезка, угла, дуги. Деление окружности. Сопряжение прямых

и кривых линий. Построение эллипса

2
ОК 01.
 
Практическое занятие:

1. Сопряжение линий

2
ОК 01.
 
Тема 1.3 Построение сопряжений
Практическое занятие:

2. Вычерчивание контура технической детали

2
ОК 01.
 
Раздел 2. Проекционное черчение
 
Тема 2.1 Методы проецирования
Лекция (урок):

Основные сведения о видах проецирования: центральный, аксонометрический, прямоугольный. Комплексный чертёж. Точки, отрезки, их координаты

2
ОК 01.
 
Тема 2.2 Проекции геометрических тел
Практическое занятие:

Комплексный чертёж цилиндра, конуса, пирамиды, призмы

2
ОК 01.
 
Тема 2.3 Аксонометрические проекции
Практическое занятие:

1. Виды и способы аксонометрического проецирования

2. Построение аксонометрических проекций цилиндра, конуса, пирамиды, призмы

3. Изометрия куба

4. Геометрические тела

4
ОК 01.
 
Тема 2.4 Проекции моделей
Практическое занятие:

Построение третьей проекции модели по двум заданным и изометрия данной модели

4
ОК 01.
 
Раздел 3. Машиностроительное черчение
 
Лекция (урок):Правила выполнения разрезов. Разрезы простые, сложные, местные. Сечения, правила выполнения. Сечения вынесенные, наложенные, расположенные в разрезе
2
ОК 01.
 
Тема 3.1 Изображения – виды разреза, сечения
Практическое занятие:

Выполнение простого и сложного разрезов

6
ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Понятие о винтовой линии и винтовой поверхности

2. Основные типы резьб, их изображение на чертеже и обозначение

3. Сбеги, недорезы, проточки и фаски.

4. Вычерчивание основных крепёжных деталей.

2
ОК 01.
 
Тема 3.2 Винтовые поверхности  изделия с резьбой
Практическое занятие:

Болтовое соединение

6
ОК 01.
 
Практическое занятие:

1. Правила выполнения эскизов деталей

2. Измерительные инструменты, приёмы измерений

2
ОК 01.
 
Тема 3.3 Эскизы и рабочие чертежи деталей
Практическое занятие:

3. Основные материалы, их обозначение, нанесение размеров

4. Выполнение эскизов деталей

2
ОК 01.
 
Практическое занятие:

Деталирование сборочного чертежа

2
ОК 01.
 
Тема 3.4 Чтение и деталирование сборочного чертежа
Практическое занятие:

Деталирование сборочного чертежа

2
ОК 01.
 
Раздел 4. Схемы, их выполнение
 
Тема 4.1 Условные обозначения в гидравлических, кинематических, пневматических и электрических схемах 
Практическое занятие:

1. Условные обозначения в гидравлических, кинематических, пневматических и электрических схемах

2. Выполнение схемы по специальности

4
ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Инженерная графика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. Ф. Кокошко, С. А. Матюх Инженерная графика  [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93444.html 
 
2. А. Ф. Кокошко, С. А. Матюх Инженерная графика. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93424.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.А.Чекмарев, В.К.Осипов Черчение. Справочник:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. Горельская Л.В., Кострюков А.В., Павлов С.И. Инженерная графика  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/91870.html 
 
3. А.А.Чекмарев Инженерная графика :Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
4. А.А.Чекмарев Черчение:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
8-001

Лаборатория энергетического оборудования, механизмов и систем судна, Кабинет инженерной графики

УММД "Судовые вспомогательные механизмы и их эксплуатация" (1 шт.); Столы студентов (15 шт.); Стулья студентов (30 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.