2025-2026_26_02_03_51_25_1234-6217_plx_Физическая культура
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура»
26.02.03 – ОУП.12 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОУП.12 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физическая культура»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник - судооводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 872)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Чернушкин С.С.
должность, ФИО
 
Препод., Кривченко М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физическая культура»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- современные технологии укрепления и сохранения здо-ровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

- основные способы самоконтроля индивидуальных пока-зателей здоровья, умственной и физической работоспо-собности, физического развития и физических качеств;

- физические упражнения разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособно-сти;

- технические приемы и двигательные действия базовых видов спорта, активное применение их в игровой и со-ревновательной деятельности;

Уметь:

- использовать разнообразные формы и виды физкуль-турной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подго-товке к выполнению нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

- использование физические упражнения разной функци-ональной направленности в режиме учебной и произ-водственной деятельности с целью профилактики пере-утомления и сохранения высокой работоспособности;

- активно применять технические приемы и двигательные действия базовых видов спорта в игровой и соревнова-тельной деятельности.

Иметь практический опыт:

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физическая культура» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы безопасности и защиты Родины
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Физическая культура
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Практические занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Раздел 1. Физическая культура как часть культуры общества и человека
 
Тема 1.1 Современное состояние физической культуры и спорта. Здоровье и здоровый образ жизни
Практическое занятие:

1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне». Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО.

2. Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.

3. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями

2
ОК 08.
 
Тема 1.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка
Практическое занятие:

1. Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности. Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы. Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе труда. Подбор физических упражнений для проведения производственной гимнастики

2. Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель, задачи, содержательное наполнение

3. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом специфики получаемой профессии/специальности; определение видов физкультурно-спортивной деятельности для развития профессионально-значимых физических и психических качеств

2
ОК 08.
 
2 семестр
 
Раздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной деятельности
 
Тема 2.1 Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой

Практическое занятие:

1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения

2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений различной функциональной направленности

2
ОК 08.
 
Тема 2.2 Составление и проведение самостоятельных занятий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»

Практическое занятие:

1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для подготовки к выполнению тестовых упражнений

2. Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»

2
ОК 08.
 
Тема 2.3 Методы самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности
Практическое занятие:

Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической работоспособности

2
ОК 08.
 
Тема 2.4 Составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально-ориентированных задач
Практическое занятие:

1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности

2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности

2
ОК 08.
 
Тема 2.5 Профессионально-прикладная физическая подготовка
Практическое занятие:

1. Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы, профессиональные заболевания

2. Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы профессий)

2
ОК 08.
 
Тема 2.6 Гимнастика. Основная гимнастика 
Практическое занятие:

1. Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах.

2. Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза, прыжки

2
ОК 08.
 
Тема 2.7. Спортивная гимнастика
Практическое занятие:

1. Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях разной высоты (девушки); на параллельных брусьях (юноши)

2. Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на бревне (девушки); на перекладине (юноши). Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня: углом с косого разбега толчком одной ногой (девушки); опорного прыжка через коня: ноги врозь (юноши).

Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:

Юноши

1)Висы и упоры: подъем в упор силой; вис согнувшись – вис прогнувшись сзади; подъем переворотом, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; подъем разгибов в сед ноги врозь; стойка на плечах из седа ноги врозь; соскок махом назад.

2)Перекладина: висы, упоры, переходы из виса в упор и из упора в вис, размахивания, размахивания изгибами, подъем переворотом, подъем разгибом, обороты назад и вперед, соскок махом вперед (назад)

3)Опорные прыжки: через коня ноги врозь

Девушки

1)Висы и упоры: толком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толком двух ног вис углом; сед углом равновесие на нижней жерди, упор присев на одной махом соскок

2)Бревно: вскок, седы, упоры, прыжки, разновидности передвижений, равновесия, танцевальные шаги, соскок с конца бревна

3)Опорные прыжки: через коня углом с косого разбега толчком одной ногой

4
ОК 08.
 
Тема 2.8 Акробатика
Практическое занятие:

1. Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок, кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на руках, стойка на голове и руках, переворот боком «колесо», равновесие «ласточка».

Совершенствование акробатических элементов

2. Освоение и совершенствование акробатической комбинации

2
ОК 08.
 
Тема 2.9 Атлетическая гимнастика
Практическое занятие:

1. Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса. Выполнение упражнений со свободными весами

2. Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием новых видов фитнесс оборудования.

3. Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах и кардиотренажерах.

2
ОК 08.
 
Тема 2.10 Атлетические единоборства
Практическое занятие:

1. Атлетические единоборства в системе профессионально-двигательной активности: ее цели, задачи, формы организации тренировочных занятий. Техника безопасности при занятиях. Специально-подготовительные упражнений для техники самозащиты.

2. Освоение/совершенствование приемов атлетических единоборств (самостраховка, стойки, захваты, броски, безопасное падение, освобождения от захватов, уход с линии атаки и т.п.).

3. Силовые упражнения и единоборства в парах.

2
ОК 08.
 
Тема 2.11 Спортивные игры. Футбол
Практическое занятие:

1. Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: удар по мячу носком, серединой подъема, внутренней, внешней частью подъема; остановки мяча внутренней стороной стопы; остановки мяча внутренней стороной стопы в прыжке, остановки мяча подошвой.

2. Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия игрока без мяча: освобождение от опеки противника

3. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения

Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности (учебная игра)

2
ОК 08.
 
Тема 2.12 Спортивные игры. Баскетбол
Практическое занятие:

1. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола;  ведение мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча, бросок мяча

2. Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения

3. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности

2
ОК 08.
 
Тема 2.13 Спортивные игры. Волейбол
Практическое занятие:

1. Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении

2. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения

3. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности

2
ОК 08.
 
Зачёт
Практическое занятие:
2
ОК 08.
 
Тема 2.14 Лёгкая атлетика
Практическое занятие:

1. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования

2. Совершенствование техники спринтерского бега

3. Совершенствование техники (кроссового бега, средние и длинные дистанции (2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши))

4. Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега по прямой с различной скоростью)

5. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега

6. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега

7. Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши)

8. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.

16
ОК 08.
 
Тема 2.15 Профессионально-прикладная физическая подготовка
Практическое занятие:

1. Толчок гири; развитие физического качества: силовой выносливости.

2. Рывок гири; развитие физического качества: силовой выносливости.

3. Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине; развитие физического качества: силовой выносливости.

4. Подъём туловища из положения лежа на спине; развитие физического качества: силовой выносливости.

5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола; развитие физического качества: силовой выносливости.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; развитие физического качества: силовой выносливости.

7. Прыжок в длину с места. Развитие скоростно-силовых качеств.

14
ОК 08.
 
Тема 2.16 Профессионально-прикладная физическая подготовка обучаемых с

учётом специфики будущей профессиональной деятельности

Практическое занятие:

1. Составление и выполнение комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей труда, комплекса упражнений (вводного, для проведения физкультурной паузы, физкультурной минуты, физкультурного отдыха). Овладение прикладными навыками: вестибулярная устойчивость, координация движений. Висы на гимнастической стенке. Лазанье по канату 10

2. Метания мяча на дальность и на точность. Выброска лёгкостей. Выполнение нормативов комплекса ГТО

10
ОК 08.
 
Дифференцированный зачёт
Практическое занятие:

Контроль качества знаний по изученным темама. Контроль овладения жизненно важными умениями, навыками.

4
ОК 08.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физическая культура» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.А.Бишаева Физическая культура:Учебное пособие для СПО. - ИЦ «Академия», 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. С. В. Быченков, О. В. Везеницын Физическая культура [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77006.html  
 
2. А. Б. Муллер Физическая культура :Учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2018. - 
 
3. Т. Ю. Карась Оздоровительное плавание [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86141.html 
 
4. А. Э. Буров, И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова, С. В. Небратенко Физическая культура и спорт в современных профессиях [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - Вузовское образование, 2022. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/116615.html 
 
5. С. И. Крамской, Д. Е. Егоров, И. А. Амельченко Физическая культура для студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]:Учебное пособие . - Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/106205.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.