2025-2026_23_02_01_25_1234_plx_Информатика_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
23.02.01 – ОУП.05 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОУП.05 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 20.03.2024 г. № 176)», учебного плана по специальности «23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технология перевозочного процесса на водном транспорте
 
- Математика
 
- Основы финансовой грамотности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 140 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
140
52
88
В том числе: 
Лекционные занятия
40
18
22
Практические занятия
78
34
44
Индивидуальный проект
22
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
140
52
88
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. 1. Информационная деятельность человека
 
Лекция (урок):Лекция № 1 (урок):

Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция №2 (урок):

Основные этапы развития информационного

общества.

2
ОК 02.
 
Тема 1.1

Информация

и информационные

процессы

Лекция (урок):Лекция № 3 (урок):

Правовые нормы, относящиеся к информации

2
ОК 02.
 
Тема 1.2

Подходы к

измерению

информации.

Практическое занятие:Практическая работа № 1.

Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

2
ОК 02.
 
Тема 1.2

Подходы к

измерению

информации.

Практическое занятие:Практическая работа № 2.

Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 4.

Компьютер и цифровое представление информации.  Устройство компьютера. Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ.

2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическая работа № 3

Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров.

2
ОК 02.
 
Тема 1.3

Компьютер и

цифровое

представление

информации.

Устройство

компьютера

Практическое занятие:Практическая работа № 4.

Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение.

2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическая работа № 5.

Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС.

2
ОК 02.
 
Тема 1.4

Кодирование

информации. Системы

счисления

Практическое занятие:Практическая работа № 6.

Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида.

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 5

Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения.

2
ОК 02.
 
Тема 1.5

Элементы

комбинаторики, теории

множеств и

математической

логики

Практическое занятие:Практическая работа № 7.

Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами.

2
ОК 02.
 
Тема 1.5

Элементы

комбинаторики, теории

множеств и

математической

логики

Практическое занятие:Решение логических задач графическим способом.
2
ОК 02.
 
Тема 1.6 Компьютерные сети: локальные сети, Сеть Интернет 
Лекция (урок):Практическая работа № 8.

Решение логических задач графическим способом.

2
ОК 02.
 
Тема 1.6 Компьютерные сети: локальные сети, Сеть Интернет 
Практическое занятие:Практическая работа № 9.

Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет.

2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическая работа № 10.

Службы и сервисы

интернета (электронная почта, видеоконференции,

форумы, социальные сети)

2
ОК 02.
 
Тема 1.7

Службы

интернета

Практическое занятие:Практическая работа № 11.

Поисковые системы.

Поиск информации. Электронная коммерция.

Цифровые сервисы

2
ОК 02.
 
Тема 1.8

Сетевое

хранение данных и

Практическое занятие:Практическая работа № 12.

Организация личного

информационного пространства.

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 7

Информационная безопасность и тренды

развития цифровых технологий.

2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическая работа № 13.

Вредоносные программы. Антивирусные

программы

2
ОК 02.
 
Тема 1.9

Информационная

безопасность

Практическое занятие:Практическая работа № 14.

Безопасность в интернете (сетевые угрозы,

мошенничество)

2
ОК 02.
 
2 семестр
 
Раздел 2. Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
 
Лекция (урок):Лекция № 8

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.

2
ОК 02.
 
Тема 2.1 Обработка

информации в

текстовых процессорах.

Практическое занятие:Практическая работа № 15.

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.

2
ОК 02.
 
Тема 2.1 Обработка

информации в

текстовых процессорах

Практическое занятие:Практическая работа № 16.Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 9 Многостраничные документы. Структура  документа. Гипертекстовые документы. Шаблоны.
2
ОК 02.
 
Тема 2.2 Технология

создания

структурированных

текстовых документов

Практическое занятие:Практическая работа № 17.Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Шаблоны. Контрольная работа
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 1: 1. Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape).
2
ОК 02.
 
Тема 2.3

Компьютерная графика

и мультимедиа

Практическое занятие:Практическое занятие №1 Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi)
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 2 Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)
2
ОК 02.
 
Тема 2.4

Технология

обработки

графических объектов

Практическое занятие:Практическое занятие № 2 Графические редакторы.
2
ОК 02.
 
Тема 2.4

Технология

обработки

графических объектов

Практическое занятие:Практическое занятие № 3 Программы по записи и редактирования звука. Программы редактирования видео.
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 3 Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации.
2
ОК 02.
 
Тема 2.5

Представление

профессиональной

информации в виде

презентаций

Практическое занятие:Практическое занятие № 4 Анимация. Шаблоны. Композиция объектов презентации.
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 4 Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации
2
ОК 02.
 
Тема 2.6

Интерактивные и

мультимедийные

объекты на слайде

Практическое занятие:Практическое занятие № 5 Создание и редактирование мультимедийных объектов
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 5 Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб страницы.
2
ОК 02.
 
Тема 2.7

Гипертекстовое

представление

информации

Практическое занятие:Практическое занятие № 6 Оформление гипертекстовой страницы
2
ОК 02.
 
Раздел 3. Раздел 3. Информационное моделирование
 
Тема 3.1 Модели и

моделирование. Этапы

моделирования

Лекция (урок):Лекция № 6 Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 7 Структура информации. Списки, графы, деревья.
2
ОК 02.
 
Тема 3.2 Списки,

графы, деревья

Практическое занятие:Практическое занятие № 8 Алгоритм построения дерева решений
2
ОК 02.
 
Тема 3.3

Математические

модели в

профессиональной

области

Лекция (урок):Лекция № 7 Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия)
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 8 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.
2
ОК 02.
 
Тема 3.4 Понятие

алгоритма и основные

алгоритмические

структуры

Практическое занятие:Практическое занятие № 9 Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция№ 9 Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.
2
ОК 02.
 
Тема 3.5 Анализ

алгоритмов в

профессиональной

области

Практическое занятие:Практическое занятие № 10 Запись алгоритмов на языке программирования
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 11 Базы данных как модель предметной области.
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 12 Работа с таблицами  и реляционные базы данных.
2
ОК 02.
 
Тема 3.6 Базы данных

как модель предметной

области

Практическое занятие:Практическое занятие № 13 Создание реляционной базы данных.
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 10 Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре.
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 14 Адресация. Сортировка, фильтрация.
2
ОК 02.
 
Тема 3.7 Технологии

обработки данных в

электронных таблицах

Практическое занятие:Практическое занятие № 15 Условное форматирование
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 16 Формулы и функции в электронных таблицах.
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 17 Встроенные функции и их использование.
2
ОК 02.
 
Тема 3.8 Формулы и

функции в

электронных таблицах

Практическое занятие:Практическое занятие № 18 Реализация математических моделей в электронных таблицах.
2
ОК 02.
 
Лекция (урок):Лекция № 11 Визуализация данных в электронных таблицах
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 19 Решение задач с помощью электронных таблиц.
2
ОК 02.
 
Тема 3.9 Визуализация

данных в электронных

таблицах

Практическое занятие:Практическое занятие № 20 Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
2
ОК 02.
 
Практическое занятие:Практическое занятие № 21 Моделирование в электронных таблицах.
2
ОК 02.
 
Тема 3.10

Моделирование в

электронных таблицах

Практическое занятие:Практическое занятие № 22 Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности.
2
ОК 02.
 
Раздел 4. Раздел 4. Индивидуальная проектная деятельность
 
Тема 4.10

Индивидуальное проектирование

Индивидуальный проект:Требования к ИП этапы разработки ИП.

Работа по созданию ИП

Защита ИП,  итоговое занятие зачет

22
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.