ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.03 – ОП.07. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.03 – ОП.07. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Управление судном и безопасность мореплавания
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, мероприятия по защите работающих и населения от их негативного воздействия
Лекция (урок):
1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций.
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Практическое занятие:
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий
Тема 1.2 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
Лекция (урок):
1. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Лекция (урок):
1. Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС.
2. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения
3. Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Практическое занятие:
Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания
Практическое занятие:
Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Практическое занятие:
Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования
Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Лекция (урок):
Порядок оценки устойчивости к воздействию поражающих факторов на суда и береговые объекты водного транспорта
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Раздел 2. Правовые основы обороны государства
Лекция (урок):
1. Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Тема 2.1 Основы обороны государства
Лекция (урок):
3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
4. Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил
5. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
Раздел 3. Основы военной службы.
Тема 3.1 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Лекция (урок):
1. Правовые основы военной службы
2. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Лекция (урок):
3. Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей.
4. Прохождение военной службы по призыву.
5. Прохождение военной службы по контракту
6. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
7. Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Тема 3.1 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Самостоятельная работа:
Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Тема 3.2 Основы военно-патриотического воспитания
Лекция (урок):
1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
2. Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации
3. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Лекция (урок):
1. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц
2. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника
3. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза
4. Первая помощь при травматическом шоке
5. Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел
6. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
Практическое занятие:
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Практическое занятие:
Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме
Практическое занятие:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута.
Практическое занятие:
Способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
Тема 3.3 Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОК 02.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова Безопасность жизнедеятельности:Учебник для СПО. - ИЦ "Академия", 2020. -
2. Курбатов В.А., Рысин Ю.С., Яблочников С.Л. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93574.html
6.2 Дополнительная литература
1. В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2018. -
2. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Научная книга, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87073.html
3. Г. В. Тягунов, А. А. Волкова, В. Г. Шишкунов, Е. Е. Барышев Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87788.html
4. Материалы официального сайта Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . - – Режим доступа: http://mil.ru
5. Материалы официального сайта Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . - – Режим доступа: http://rosgvard.ru
6. Материалы официального сайта МЧС России [Электронный ресурс]:. - , . - – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
Официальный интернет-сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.