2025-2026_23_02_01_23_1234_plx_Технические средства (по видам транспорта)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства (по видам транспорта)»
23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ОП.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства (по видам транспорта)»

Специальность
23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ)
шифр и полное наименование
Квалификация
техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства (по видам транспорта)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ) (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Транспортный колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Садайло М.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- различать типы погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
Знать:

- систему организации перегрузки груза и движения транспорта

Уметь:

- обеспечивать управление движением;

- анализировать работу транспорта;

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
Знать:

- основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта)

Уметь:

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузо-разгрузочных машин

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Инженерная графика
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Выполнение работ по должности служащего 27770 Экспедитор
 
- Организация движения (по видам транспорта)
 
- Организация сервиса и безопасность на транспорте
 
- Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)
 
- Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
128
64
64
В том числе: 
Лекционные занятия
82
42
40
Практические занятия
46
22
24
Самостоятельная работа
69
40
29
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Материально-техническая база транспорта
 
Лекция (урок):

1. МТБ транспорта

2. МТБ железнодорожного транспорта

3. МТБ автомобильного транспорта

4. МТБ гражданской авиации

5. МТБ морского транспорта

6. МТБ речного транспорта

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.1 Материально-техническая база видов транспорта (МТБ)
Самостоятельная работа:

Материально-техническая база видов транспорта: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. МТБ порта

2. Основные требования к эксплуатации порта

3. Виды портовой деятельности

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.2 Материально-техническая база порта
Самостоятельная работа:

Техническая база порта: повторение лекционного материала и работа с литературой

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Виды портов

2. Причальные сооружения

3. Перегрузочные машины

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Практическое занятие:

Определение ориентировочного числа причалов

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.3 Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов
Самостоятельная работа:

Характеристика речных портов и других прибрежных пунктов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Железнодорожный транспорт в портовой деятельности

2. Автомобильный транспорт в портовой деятельности

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение загрузки транспортных средств

2. Определение интенсивности поступления в порт транспортных средств

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 1.4 Транспортное оборудование портов
Самостоятельная работа:

Транспортное оборудование портов: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 2. Грузы в транспортных операциях
 
Лекция (урок):

1. Классификация грузов

2. Транспортная характеристика грузов. Линейные и объёмно-массовые характеристики грузов

3. Грузоподъёмность и грузовместимость транспортного средства

4. Факторы внешней среды, влияющие на свойство груза

5. Биохимические процессы в грузах

6. Характеристика опасности грузов. Классификация опасных грузов и меры безопасности при их перевозках

7. Определение качества грузов

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Расчет среднемесячного, максимального месячного и среднесуточного грузопотоков

2. Определение примерного количества груза, перегружаемого по прямому ваианту и идущего через склад

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.1 Характеристика грузов в транспортных операциях
Самостоятельная работа:

Характеристика грузов в транспортных операциях: подготовка к опросу

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Генеральные грузы

2. Продовольственные грузы

3. Животные, птицы и сырые животные продукты

4. Навалочные и насыпные грузы

5. Наливные грузы

6. Лесные грузы

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.2 Виды грузов и их характеристика
Самостоятельная работа:

Виды грузов и их характеристика: доработка конспекта

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Определение контейнеризации

2. Преимущества и недостатки

3. Виды контейнеров

4. Экономический эффект контейнеризации

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.3 Контейнеризация
Самостоятельная работа:

Контейнеризация: виды контейнеров и их особенности

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия

2. Силы сопротивления и методы их преодоления

3. Классификация и типы подъёмно-транспортных машин

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 2.4 Груз и сопротивление его перемещение. Классификация и типы подъёмно-транспортных машин
Самостоятельная работа:

Груз и сопротивление его перемещение. Классификация и типы подъёмно-транспортных машин: повторение лекционного материала и работа с литературой

6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Консультации:
4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
5 семестр
 
Раздел 3. Составляющие элементы подъёмно-транспортных машин
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия

2. Режимы работ подъёмно-транспортных машин

3. Расчетные нагрузки на подъёмно-транспортных машины

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.1 Эксплуатационные нагрузки и режимы работ
Самостоятельная работа:

Эксплуатационные нагрузки и режимы работ: работа с конспектом

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Основные материалы и их использование в подъёмно-транспортных машинах

2. Канаты и их виды

3. Сварные цепи и их виды

4. Понятие привода. Ручной, электрический привод, гидропривод

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.2 Материалы, грузонесущие элементы и привод
Самостоятельная работа:

Материалы, грузонесущие элементы и привод: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Понятие двигателя

2. Виды двигателей и принцип их работы

3. Виды механических передач и принцип их работы

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

Определение расхода топлива и КПД ДВС

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.3 Двигатели и механические передачи
Самостоятельная работа:

Двигатели и механические передачи: подготовка к тесту

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.4 Тормоза и остановы
Лекция (урок):

1. Фрикционные и храповые остановы

2. Назначение и классификация тормозов

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Стропы канатные, цепные, ленточные. Их классификация

2. Траверсы. Виды и область применения

3. Захватывающие ГЗУ

4. Притягивающие ГЗУ

5. ГЗУ для сыпучих грузов

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 3.5 Грузозахватные устройства
Практическое занятие:

1. Укрупнение грузового места и выбор способа перегрузки

2. Определние прочности крюка

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 4. Подъемно-транспортные машины и их характеристика 
 
Лекция (урок):

1. Виды ПТМ

2. Машины непрерывного транспорта с тяговым органом

3. Машины непрерывного транспорта без тягового органа

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.1 Машины непрерывного транспорта с тяговым устройством и без тягового устройства
Практическое занятие:

Расчет производительности ленточного конвейера

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.2 Машины для грузовой обработки вагонов
Лекция (урок):

1. Торцевой вагоноопрокидыватель

2. Роторный вагоноопрокидыватель

3. Боковой вагоноопрокидыватель

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Основное определение портального и полупортального крана

2. Устройство портального крана по колеям и металлоконструкции

3. Ходовые тележки портальных кранов

4. Параметры портальных кранов

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Определение пути перемещения груза МЦД и высоты понятия и опускания

2. Определение производительности портального крана

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.3 Устройство портальных и полупортальных кранов
Самостоятельная работа:

Устройство портальных и полупортальных кранов: изучение устройства портального и полупортального крана на схеме

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.4 Устройство и принцип работы различных стреловых устройств
Лекция (урок):

1. Технические характеристики

2. Конструктивные особенности

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.5 Устройство и принцип работы мостовых, козловых, кабельных, плавучих кранов и перегружателей
Лекция (урок):

1. Мостовые перегружатели

2. Козловые перегружатели

3. Плавучие краны

4. Кабельные и мостокабельные краны

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.6 Гусеничные и пневмоколесные краны
Лекция (урок):

1. Пневмоколесные краны: их устройство и принцип работы

2. Гусеничные краны: их устройство и принцип работы

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Лекция (урок):

1. Ролкерная транспортно-технологическая система

2. Виды перегрузочной техники

3. Виды крепления грузов внутри судна РО-РО

4. Тягачи седельные

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 4.7 Оборудование для горизонтальной обработки судов РО-РО
Самостоятельная работа:

Оборудование для горизонтальной обработки судов РО-РО: повторение лекционного материала и работа с литературой

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Раздел 5. Портовые склады и их оснащение
 
Лекция (урок):

1. Классификация портовых складов

2. Крытые склады для штучных грузов

3. Склады для химических грузов в таре

4. Склады для нефти и нефтепродуктов

5. Склады для бананов и цитрусовых

6. Склады для металлогрузов и оборудования

7. Склады для леса и пиломатериалов

8. Склады для угля и железной руды

9. Склады для зерна

10. Контейнерные терминалы

8
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Практическое занятие:

1. Приближенное определение ёмкости складов порта и их линейных размеров

2. Определение вместимости резервуарных парков нефтебаз в порту

4
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема № 5.1 Портовые склады. Виды и характеристика
Самостоятельная работа:

Портовые склады. Виды и характеристика: повторение лекционного материала и работа с литературой

5
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Тема 5.2 Виды подъемно-транспортного оборудования и складской техники
Лекция (урок):

1. Вилочный погрузчик

2. Штабелёр

3. Гидравлическая и электрическая тележка

4. Электрический малогабаритный тягач

2
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
Консультации:
6
ОК 01.,ПК 2.3,ПК 3.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства (по видам транспорта)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.