2025-2026_26_02_06_51_24_1234_plx_Основы охраны труда на судах
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы охраны труда на судах»
26.02.06 – ОП.07 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы охраны труда на судах»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.07 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы охраны труда на судах»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы охраны труда на судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 13.12.2024 г. № 893)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Центр сетевого обучения, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы охраны труда на судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- правила безопасной эксплуатации высоковольтных приборов и аппаратуры (свыше 1000 вольт);

- мероприятия по электробезопасности на судах;

Уметь:

- выполнять правила техники безопасности при эксплуатации судового электрооборудования;

- обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии;

- выполнении мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей;

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы охраны труда на судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электротехника и электроника
 
- Теория и устройство судна
 
- Основы слесарного дела
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Метрология и стандартизация
 
- Ремонт судового электрооборудования
 
- Эксплуатация судовых технических средств
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
- Квалификационный экзамен по ПМ.04
 
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
 
- Учебная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Организационные основы охраны труда
 
Тема1.1

Введение. Основные понятия и определения охраны труда.

Лекция (урок):

Цели, задачи охраны труда на судне. Структура дисциплины. Основные понятия и определения охраны. 

2
ПК 1.4.
 
Тема 1.2

Опасные и вредные производственные факторы.

Лекция (урок):

Опасные и вредные производственные факторы на судах, их классификация, последствия воздействия на человека.

2
ПК 1.4.
 
Тема 1.3

Правовое обеспечение охраны труда.

Лекция (урок):

Общепринятая иерархия правовых норм, регулирующих вопросы безопасности труда на море. Международные нормы, законы РФ по вопросам охраны труда, государственные нормативные требования по ОТ в РФ.

2
ПК 1.4.
 
Тема1.4 Организационные основы охраны труда.

Виды ответственности за нарушение требований по охране труда

Лекция (урок):

Организация работы по охране труда на предприятиях и судах. Система управления охраной труда на судне. Обязанности судовладельца и членов экипажа по соблюдению требований ОТ. Дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность

2
ПК 1.4.
 
Тема 1.5

Организация обучения по охране труда

Лекция (урок):

Виды инструктажей по ОТ, обучение и проверка знаний по ОТ, контроль за качеством обучения.

2
ПК 1.4.
 
Тема 1.6 Производственный травматизм. Расследование несчастных случаев на судне.
Лекция (урок):

Основные причины травматизма. Порядок расследования и учета несчастного случая на производстве.

2
ПК 1.4.
 
Раздел 2. Основы гигиены труда и производственной санитарии.
 
Тема 2.1

Условия труда. Микроклимат судовых помещений.

Лекция (урок):

Классификация условий труда. Показатели, характеризующие микроклимат. Мероприятия и средства, обеспечивающие допустимые условия труда.

2
ПК 1.4.
 
Тема 2.2

Шум, вибрация, электромагнитные излучения, инфра и ультразвук

Лекция (урок):

Источники возникновения, воздействие на человека, мероприятия по предупреждению воздействия.

2
ПК 1.4.
 
Раздел 3. Основы безопасности труда на судах морского флота
 
Тема 3.1

Требования охраны труда при общесудовых работах,

труда при работах в замкнутых, труднодоступных помещениях., при работе на высоте и за бортом

Лекция (урок):

Общие требования безопасности на судне.

Средства коллективной и индивидуальной защиты, применяемые на судах. Требования безопасности при работе на высоте, за бортом, в замкнутых и труднодоступных отсеках и плохо вентилируемых помещениях

2
ПК 1.4.
 
Тема 3.2

Требования охраны труда при производстве якорных, швартовых и   буксировочных работ.

Лекция (урок):

Меры безопасности перед началом работ, во время производства и по окончании швартовно-якорных работ, комплекс запрещающих мер, при буксировочных операциях на судне.

2
ПК 1.4.
 
Тема 3.3

Требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельных отделениях

Лекция (урок):

Общие требования безопасности в МКО. Меры безопасности при работах с судовыми дизельными установками, с паровыми котлами на судне, при обслуживании судовых вспомогательных механизмов и оборудования.

2
ПК 1.4.
 
Тема 3.4

Требования охраны труда при судовых погрузо-разгрузочных работах

Лекция (урок):

Меры безопасности при работах с люковыми закрытиями, при работах с грузоподъемными устройствами и грузозахватными приспособлениями на судне, при проведении грузовых операций на судне

2
ПК 1.4.
 
Тема 3.5

Требования охраны труда при производстве ремонтных работ на судне

Лекция (урок):

Меры безопасности при организации рабочего места, при работе ручным и механизированным инструментом: работе на станках в судовой мастерской. Требования охраны труда при выполнении очистных и окрасочных работ на судне

2
ПК 1.4.
 
Раздел 4. Основы электробезопасности
 
Тема 4.1

Основные понятия и определения. Классификация помещений по степени опасности поражения током

Лекция (урок):

Виды поражения электрическим током. Основные факторы, определяющие тяжесть поражения током, Классификация помещений по степени опасности поражения током. Классификация судового электротехнического персонала.

2
ПК 1.4.
 
Тема 4.2

Технические способы и средства электробезопасности, средства индивидуальной защиты.

Лекция (урок):

Назначение технических способов и средств электробезопасности, основные и дополнительные средства индивидуальной защиты, применяемые в электроустановках.

2
ПК 1.4.
 
Тема 4.3

Требования охраны труда при эксплуатации судового электрооборудования.

Лекция (урок):

Общие меры безопасности при обслуживании судового электрооборудования, безопасность при профилактических и ремонтных электротехнических работах.

2
ПК 1.4.
 
Тема 4.4

Требования охраны труда при при работах с переносным электрооборудованием,

при работах с аккумуляторными батареями и в аккумуляторных помещениях

Лекция (урок):

Меры безопасности при работе с ручным электроинструментом, переносными светильниками, обслуживании аккумуляторных батарей. Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током.

Контрольная работа.

4
ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы охраны труда на судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.