2025-2026_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Техника транспорта_ обслуживание и ремонт_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»
23.03.01 – Б1.В.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техника транспорта, обслуживание и ремонт»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- правила перевозки на различных видах транспорта;

- нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза;

- основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках.

Уметь:

Владеть:

ПК-6.1 Знает правила перевозки на различных видах транспорта; нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза; основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах.

Владеть:

ПК-6.2 Умеет разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом;

- методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента.

ПК-6 Способен к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ
ПК-6.3 Владеет проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом; методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Единая транспортная система
 
- Технология терминальных операций
 
- Управление деятельностью судоходной компании
 
- Транспортное технологическое оборудование
 
- Механика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортно-складские комплексы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
34
34
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
92
92
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Транспортные средства. Критерии
 
Тема 1. Введение. Повышение эффективности работы судов 
Лекционные занятия:Введение в дисциплину и общие положения . Критерий эффективности. Увеличение провозной способности судна. Снижение затрат на перевозку. Специализация транспортных судов. Увеличение грузоподъемности и скорости судов. Развитие судовых энергетических установок. 
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 1. Расчет показателей надежности элементов машин.
Практические занятия:Цель работы: знакомство с надежностью систем различных структур, приобретение практических навыков  определения  показателей надежности машин, проведения структурного анализа надежности  машины.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Теиа 2. Эксплуатационная надежность морских судов
Лекционные занятия:

Экономические характеристики надежности. Транспортная работа. Степень использования транспортного потенциала судна. Относительные затраты времени на ремонт от общего календарного. Повышение эффективности работы судов за счет увеличения грузоподъемности и скорости судов. Взаимосвязь показателей работы судна: водоизмещение судна в полном грузу, скорость движения судна, пропульсивный коэффициент, мощность энергетической установки сопротивление воды движению судна.

2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 2. Методы определения периодичности технического обслуживания технологических машин и оборудования.
Практические занятия:Цель занятия: изучить нормативы технической эксплуатации  и методы, применяемые для определения периодичности технического обслуживания техники, технологических машин и оборудования (ТМО)..
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 3. Определение технического состояния судов и их элементов.
Лекционные занятия:Задачи контроля технического состояния. Классификация дефектов. Методы контроля. Контроль технического состояния по штатным контрольно-измерительными приборами. Параметры технического состояния. Контроль технического состояния по ходовым характеристикам судна.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 3. Расчёт длительности ремонтного цикла при различных видах движения предметов труда в производстве.
Практические занятия:Цель занятия: ознакомиться  с понятием  работоспособности ТМО и ее оценкой.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Способы снижения затрат на перевозку груза
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач, подготовка к практическим работам

46
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 4. Технический надзор за судами.
Лекционные занятия:Виды надзора. Надзорная деятельность регистра. Надзор за судами, находящимися в эксплуатации. Надзор за ремонтом судов. Надзор за противопожарным состоянием судов. Надзор за санитарным состоянием судов. Надзор за состоянием техники безопасности и охраны труда. Надзор судовладельца за техническим состоянием судов. Надзор за предотвращением загрязнения окружающей среды с судов.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 2. Техническая эксплуатация судов, ремонт и надзор
 
Практическая работа 8. Определение дефектов сварных соединений.
Практические занятия:Цель работы: изучение наиболее часто встречаемых дефектов сварных соединений и причин их образования.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 5. Международные конвенции по обеспечению технической безопасности судов.
Лекционные занятия:История возникновения конвенции. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатации судов (МКУБ) и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74). 3 Международная конвенция ПДМНВ 78/95.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 4. Составление  дефектной  ведомости.
Практические занятия:Цель работы: изучение назначения дефектных ведомостей на ремонт оборудования и восстановления узлов и деталей машин, ознакомление с методикой составления дефектных ведомостей на ремонт оборудования.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 6. Организация ремонта и технического обслуживания морского флота береговыми предприятиями. Показатели, характеризующие затраты на техническую эксплуатацию морского флота.
Лекционные занятия:Основы технической эксплуатации морского флота. Показатели эффективности технической эксплуатации флота. Показатели технического состояния. Показатели, характеризующие эксплуатационный период судов. Схемы технического обслуживания и ремонта. Виды технического обслуживания и ремонта. Виды технического обслуживания судовой техники. Виды ремонта судов.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 6. Выбор рационального метода восстановления детали.
Практические занятия:Цель работы: изучение методов восстановления деталей и получение навыков по выбору оптимального метода.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 5. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.
Практические занятия:Цель работы: знакомство с системой ППР и получением практических навыков по составлению ее графиков.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 8. Производственная база технического обслуживания и ремонта флота. Организация ремонтов судов.
Лекционные занятия:Технико-экономическая основа ремонта судов. Долговечность судовой техники. Ремонтопригодность судовой техники. Организация производства на судоремонтных предприятиях. Типы производства. Назначение судоремонтных заводов и характеристика производственного процесса. Подготовка судна к ремонту. Ремонтная документация. Подготовка производства. Сводные сметы. Наблюдение и приемка судов из ремонта. 
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 7. Определение  допустимых  предельных износов  и размеров  соединяемых  деталей.
Практические занятия:

Цель работы: приобрести навыки использования рассчитываемых показателей для повышения эффективности использования машинного парка. 

2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Технический надзор за судами и ТТО.
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач, подготовка к практическим работам

46
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 7. Организация технического обслуживания. Организация технического обслуживания и ремонта судов по непрерывной системе.
Лекционные занятия:Формы технического обслуживания. Береговое техническое обслуживание.  Базы технического обслуживания флота. Техническое обслуживание судов и методика определения периодичности осмотров и ремонта. Выбор оптимального эксплуатационно-ремонтного цикла. Планирование и организация работ по системе непрерывного технического обслуживания и ремонта. Выполнение работ по техническому обслуживанию СЭ и СРБ. Организация межрейсового ремонта. Планирование и организация работ по системе непрерывного технического обслуживания и ремонта.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Тема 9. Судоподъемные сооружения и докование судов .
Лекционные занятия:Судоподъемные средства. Докование судов. 
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г.Н.Смирнов Порты и портовые сооружения:учебник. - АСВ, 2003. - 
 
2. Теория и устройство судна (конструкция корпуса судна, судовые устройства системы):Учеб. пособие для водного транспорта. - НГМА, 2007. - 
 
3. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов.

Основное руководство.:. - Мортехинформреклама, 2008. - 

 
4. Крыштын Л.К.  Технический надзор за транспортным флотом Регистром:Новороссийск, НГМА. - , 2002. - 
 
5. Леонова О.В. Надёжность механических систем  [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46483.html  
 
6. О.В. Леонова Основы теории надежности и диагностики портовых подъемно-транспортных машин [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2006. -  – Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/46743.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.Ю. Ганшкевич Диагностика грузоподъемных машин и экспертиза промышленной безопасности [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65659.html  
 
2. Н.М. Синьковский, А.С. Аверин Основы технической эксплуатации ПТМ [Электронный ресурс]:методические рекомендации для выполнения практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2007. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46301.html  
 
3. Л.В. Сысоев Транспортные средства и их техническая эксплуатация [Электронный ресурс]:методические рекомендации по выполнению практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46341.html  
 
4. О.В. Леонова Основы теории надёжности и диагностики ППТМ [Электронный ресурс]:задания и методические рекомендации к выполнению контрольных работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46742.html  
 
5. В.И. Волхонов Надежность судовых машин и механизмов [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46286.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http:// www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.