2025-2026_23_03_01_62-25-123-6217_plx_Техника транспорта_ обслуживание и ремонт_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»
23.03.01 – Б1.В.17 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.17 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техника транспорта, обслуживание и ремонт»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техника транспорта, обслуживание и ремонт»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- правила перевозки на различных видах транспорта;

- нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза;

- основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках.

Уметь:

Владеть:

ПК-6.1 Знает правила перевозки на различных видах транспорта; нормы и нормативы операций по погрузке или выгрузке груза; основы типологии и параметров (грузоподъемность, грузовместимость, габаритные размеры грузового отсека) подвижного состава различных видов транспорта, используемых в перевозках
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах.

Владеть:

ПК-6.2 Умеет разрабатывать оптимальные схемы прохождения груза от пункта отправления до пункта назначения в короткие сроки и при оптимальных затратах
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом;

- методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента.

ПК-6 Способен к проведению технико-экономического анализа, поиску путей сокращения цикла выполнения работ
ПК-6.3 Владеет проработкой, при необходимости, альтернативных вариантов коммерческого предложения, если оно не согласовано с клиентом; методами организации заказа транспортного средства на основе данных клиента
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Единая транспортная система
 
- Технология терминальных операций
 
- Управление деятельностью судоходной компании
 
- Транспортное технологическое оборудование
 
- Механика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортно-складские комплексы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
14
14
В том числе: 
Лекционные занятия
2
2
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Транспортные средства. Критерии
 
Тема 1. Транспортные средства.
Лекционные занятия:Введение в дисциплину и общие положения . Критерий эффективности. Увеличение провозной способности судна. Снижение затрат на перевозку. Специализация транспортных судов. Увеличение грузоподъемности и скорости судов. Развитие судовых энергетических установок. Экономические характеристики надежности. Транспортная работа. Степень использования транспортного потенциала судна. Относительные затраты времени на ремонт от общего календарного. Повышение эффективности работы судов за счет увеличения грузоподъемности и скорости судов. Взаимосвязь показателей работы судна: водоизмещение судна в полном грузу, скорость движения судна, пропульсивный коэффициент, мощность энергетической установки сопротивление воды движению судна. Задачи контроля технического состояния. Классификация дефектов. Методы контроля. Контроль технического состояния по штатным контрольно-измерительными приборами. Параметры технического состояния. Контроль технического состояния по ходовым характеристикам судна. Виды надзора. Надзорная деятельность регистра. Надзор за судами, находящимися в эксплуатации. Надзор за ремонтом судов. Надзор за противопожарным состоянием судов. Надзор за санитарным состоянием судов. Надзор за состоянием техники безопасности и охраны труда. Надзор судовладельца за техническим состоянием судов. Надзор за предотвращением загрязнения окружающей среды с судов.
1
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 1. Расчет показателей надежности элементов машин.
Практические занятия:Цель работы: знакомство с надежностью систем различных структур, приобретение практических навыков  определения  показателей надежности машин, проведения структурного анализа надежности  машины.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 2. Методы определения периодичности технического обслуживания технологических машин и оборудования.
Практические занятия:Цель занятия: изучить нормативы технической эксплуатации  и методы, применяемые для определения периодичности технического обслуживания техники, технологических машин и оборудования (ТМО)..
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 3. Расчёт длительности ремонтного цикла при различных видах движения предметов труда в производстве.
Практические занятия:Цель занятия: ознакомиться  с понятием  работоспособности ТМО и ее оценкой.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Способы снижения затрат на перевозку груза
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач, подготовка к практическим работам

2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Раздел 2. Техническая эксплуатация судов, ремонт и надзор
 
Тема 2. Техническая эксплуатация судов, ремонт и надзор.
Лекционные занятия:История возникновения конвенции. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатации судов (МКУБ) и Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74). 3 Международная конвенция ПДМНВ 78/95. Основы технической эксплуатации морского флота. Показатели эффективности технической эксплуатации флота. Показатели технического состояния. Показатели, характеризующие эксплуатационный период судов. Схемы технического обслуживания и ремонта. Виды технического обслуживания и ремонта. Виды технического обслуживания судовой техники. Виды ремонта судов. Формы технического обслуживания. Береговое техническое обслуживание. Базы технического обслуживания флота. Техническое обслуживание судов и методика определения периодичности осмотров и ремонта. Выбор оптимального эксплуатационно-ремонтного цикла. Планирование и организация работ по системе непрерывного технического обслуживания и ремонта. Выполнение работ по техническому обслуживанию СЭ и СРБ. Организация межрейсового ремонта. Планирование и организация работ по системе непрерывного технического обслуживания и ремонта. Технико-экономическая основа ремонта судов. Долговечность судовой техники. Ремонтопригодность судовой техники. Организация производства на судоремонтных предприятиях. Типы производства. Назначение судоремонтных заводов и характеристика производственного процесса. Подготовка судна к ремонту. Ремонтная документация. Подготовка производства. Сводные сметы. Наблюдение и приемка судов из ремонта. Судоподъемные средства. Докование судов.
1
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 4. Составление  дефектной  ведомости.
Практические занятия:Цель работы: изучение назначения дефектных ведомостей на ремонт оборудования и восстановления узлов и деталей машин, ознакомление с методикой составления дефектных ведомостей на ремонт оборудования.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 5. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.
Практические занятия:Цель работы: знакомство с системой ППР и получением практических навыков по составлению ее графиков.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Технический надзор за судами и ТТО.
Самостоятельная работа:

Изучение теоретического материала, подготовка сообщений по теме лекции, решение задач, подготовка к практическим работам

2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
Практическая работа 6. Выбор рационального метода восстановления детали.
Практические занятия:Цель работы: изучение методов восстановления деталей и получение навыков по выбору оптимального метода.
2
ПК-6.1,ПК-6.2,ПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техника транспорта, обслуживание и ремонт» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г.Н.Смирнов Порты и портовые сооружения:учебник. - АСВ, 2003. - 
 
2. Теория и устройство судна (конструкция корпуса судна, судовые устройства системы):Учеб. пособие для водного транспорта. - НГМА, 2007. - 
 
3. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов.

Основное руководство.:. - Мортехинформреклама, 2008. - 

 
4. Крыштын Л.К.  Технический надзор за транспортным флотом Регистром:Новороссийск, НГМА. - , 2002. - 
 
5. Леонова О.В. Надёжность механических систем  [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46483.html  
 
6. О.В. Леонова Основы теории надежности и диагностики портовых подъемно-транспортных машин [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2006. -  – Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/46743.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.Ю. Ганшкевич Диагностика грузоподъемных машин и экспертиза промышленной безопасности [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65659.html  
 
2. Н.М. Синьковский, А.С. Аверин Основы технической эксплуатации ПТМ [Электронный ресурс]:методические рекомендации для выполнения практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2007. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46301.html  
 
3. Л.В. Сысоев Транспортные средства и их техническая эксплуатация [Электронный ресурс]:методические рекомендации по выполнению практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2008. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46341.html  
 
4. О.В. Леонова Основы теории надёжности и диагностики ППТМ [Электронный ресурс]:задания и методические рекомендации к выполнению контрольных работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46742.html  
 
5. В.И. Волхонов Надежность судовых машин и механизмов [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46286.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http:// www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.