2025-2026_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Порты и гидротехнические сооружения_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Порты и гидротехнические сооружения»
23.03.01 – Б1.В.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Порты и гидротехнические сооружения»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Порты и гидротехнические сооружения»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Порты и гидротехнические сооружения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Порты и гидротехнические сооружения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы процессного управления, цели компании, распределение обязанностей в подразделении;

- основы системного анализа;

- особенности перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта;

- правила перевозки грузов по видам транспорта.

Уметь:

Владеть:

ПК-7.1 Знает основы процессного управления, цели компании, распределение обязанностей в подразделении; основы системного анализа; особенности перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта; правила перевозки грузов по видам транспорта
 
 
 
 
 
Знать:

- производительность технологических схем перегрузочного процесса;

- минимальное время обработки судна на рейде;

- продолжительность загрузки- разгрузки грузов из трюмов;

- технологические карты, способы и средства выполнения перегрузочных процессов;

- нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта

Уметь:

Владеть:

ПК-7.2 Знает производительность технологических схем перегрузочного процесса; минимальное время обработки судна на рейде; продолжительность загрузки-разгрузки грузов из трюмов; технологические карты, способы и средства выполнения перегрузочных процессов; нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта
 
 
 
 
 
Знать:

- методику определения основных параметров склада;

- принципы работы складского комплекса;

- содержание и принципы организации складского технологического процесса.

Уметь:

Владеть:

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.3 Знает методику определения основных параметров склада; принципы работы складского комплекса; содержание и принципы организации складского технологического процесса
 
 
 
 
 
Знать:

- способы координации действий порта и железнодорожной станции;

- технологию перегрузки грузов с морских транспортных средств на железнодорожные и наоборот;

- технологические инструкции по производству погрузочно- разгрузочных работ.

Уметь:

Владеть:

ПК-7.4 Знает способы координации действий порта и железнодорожной станции; технологию перегрузки грузов с морских транспортных средств на железнодорожные и наоборот; технологические инструкции по производству погрузочно-разгрузочных работ
 
 
 
 
 
Знать:

- технологическую документацию;

- правила обработки транспортных средств в порту;

- нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта.

Уметь:

Владеть:

ПК-7.5 Знает технологическую документацию; правила обработки транспортных средств в порту; нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта
 
 
 
 
 
Знать:

- функции транспорта в системе государства;

- основы транспортного процесса;

- задачи и принципы управления транспортом в условиях рыночных отношений;

- структуру транспортной системы России;

- показатели, характеризующие работу транспорта и факторы их определяющие;

- технико-экономические особенности различных видов транспорта, их преимущества и недостатки, сферы рационального использования.

Уметь:

Владеть:

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.6 Знает функции транспорта в системе государства; основы транспортного процесса; задачи и принципы управления транспортом в условиях рыночных отношений; структуру транспортной системы России; показатели, характеризующие работу транспорта и факторы их определяющие; технико-экономические особенности различных видов транспорта, их преимущества и недостатки, сферы рационального использования
 
 
 
 
 
Знать:

- способы координации действий порта и железнодорожной станции;

- технологию перегрузки грузов с морских транспортных средств на железнодорожные и наоборот;

- технологические инструкции по производству погрузочно- разгрузочных работ.

Уметь:

Владеть:

ПК-7.7 Знает способы координации действий порта и железнодорожной станции; технологию перегрузки грузов с морских транспортных средств на железнодорожные и наоборот; технологические инструкции по производству погрузочно-разгрузочных работ
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки;

- анализировать и проверять документы на соответствие правилам и порядку оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных, страховых и претензионных документов, договоров, соглашений, контрактов.

Владеть:

ПК-7.8 Умеет анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки; анализировать и проверять документы на соответствие правилам и порядку оформления транспортно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных, страховых и претензионных документов, договоров, соглашений, контрактов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- размещать грузы в соответствии с согласованным представителем судовой организации каргопланом;

Владеть:

ПК-7.9 Умеет размещать грузы в соответствии с согласованным представителем судовой организации каргопланом
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- самостоятельно приобретать новые знания по теории единой транспортной системы и практике ее совершенствования и развития в условиях развития рыночных отношений;

- творчески использовать теоретические знания по данной дисциплине в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов.

Владеть:

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.10 Умеет самостоятельно приобретать новые знания по теории единой транспортной системы и практике ее совершенствования и развития в условиях развития рыночных отношений; творчески использовать теоретические знания по данной дисциплине в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- перегружать грузы в склад;

- хранить, штабелировать и накапливать грузы;

- формировать и подбирать партии груза по адресам грузополучателя, взвешивать;

- перегружать со склада на транспортные средства и доставлять получателю.

Владеть:

ПК-7.11 Умеет перегружать грузы в склад; хранить, штабелировать и накапливать грузы; формировать и подбирать партии груза по адресам грузополучателя, взвешивать; перегружать со склада на транспортные средства и доставлять получателю
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- перегружать грузы по прямому варианту в необходимом и рациональном объеме.

Владеть:

ПК-7.12 Умеет перегружать грузы по прямому варианту в необходимом и рациональном объеме
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- основами процессного управления, целями компании, информацией о распределение обязанностей в подразделении;

- основами системного анализа;

- приемами перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта;

- правилами перевозки грузов по видам транспорта

ПК-7.13 Владеет основами процессного управления, целями компании, информацией о распределение обязанностей в подразделении; основами системного анализа; приемами перевозки специальных, опасных, негабаритных грузов различными видами транспорта; правилами перевозки грузов по видам транспорта
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками координации складских, трюмных, вагонных, транспортных перегрузочных процессов;

- проверки качества и объема выполненных работ.

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.14 Владеет навыками координации складских, трюмных, вагонных, транспортных перегрузочных процессов; проверки качества и объема выполненных работ
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками расчета технико-эксплуатационных и экономических показателей работы различных видов транспорта;

- принципами выбора вида транспорта для перевозки грузов и обслуживания пассажиров;

- основными понятиями, определениями и специальной терминологией данной дисциплины

ПК-7.15 Владеет: навыками расчета технико-эксплуатационных и экономических показателей работы различных видов транспорта; принципами выбора вида транспорта для перевозки грузов и обслуживания пассажиров; основными понятиями, определениями и специальной терминологией данной дисциплины
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками координации всех систем перегрузочных процессов;

- оптимизации систем складирования и складской переработки

ПК-7.16 Владеет навыками координации всех систем перегрузочных процессов; оптимизации систем складирования и складской переработки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками  руководства погрузочно-разгрузочными работами вагонов и автотранспорта;

- контроля обработки вагонов и автотранспорта

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.17 Владеет навыками руководства погрузочно-разгрузочными работами вагонов и автотранспорта; контроля обработки вагонов и автотранспорта
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные функции и структуру перегрузочных комплексов порта;

- структуру управления складом.

Уметь:

Владеть:

ПК-11 Способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников
ПК-11.1 Знает основные функции и структуру перегрузочных комплексов порта; структуру управления складом
 
 
 
 
 
Знать:

- сновные функции и структуру перегрузочных комплексов порта;

- структуру управления складом.

Уметь:

Владеть:

ПК-11.2 Знает методики математического моделирования; принятия управленческих и проектных решений с учетом фактора неопределенности; типовые методики; действующую нормативно-правовою базу для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность транспортного предприятия. современные технические средства и информационные технологии; методы сбора необходимых данных, их анализа и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета, используя отечественные и зарубежные источники информации
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- организовать разгрузку подвижного состава по прибытии груза.

Владеть:

ПК-11.3 Умеет организовать разгрузку подвижного состава по прибытии груза
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками руководства работой перегрузочных комплексов

ПК-11 Способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников
ПК-11.5 Владеет навыками руководства работой перегрузочных комплексов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила перевозки грузов по видам транспорта;

- методику определения основных параметров склада;

- план организации погрузочно- разгрузочных работ;

- технические средства и сооружения для обработки транспортных средств на предприятиях водного транспорта

Уметь:

Владеть:

ПК-13.1 Знает правила перевозки грузов по видам транспорта; методику определения основных параметров склада; план организации погрузочно-разгрузочных работ; технические средства и сооружения для обработки транспортных средств на предприятиях водного транспорта
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- определять необходимые складские площади;

- потребное количество механизированных линий;

- хранить, штабелировать и накапливать грузы;

- руководить подготовкой причала к приему судна, креплением судна у причала и плавсредств у борта судна

Владеть:

ПК-13.2 Умеет определять необходимые складские площади; потребное количество механизированных линий; хранить, штабелировать и накапливать грузы; руководить подготовкой причала к приему судна, креплением судна у причала и плавсредств у борта судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- разработкой эффективных схем перевозки груза в цепи поставок в рамках порта, как транспортного узла водного транспорта;

- координацией всех систем перегрузочных процессов.

ПК-13 Способен к организации общей последовательности погрузочно-разгрузочных и складских работ в порту
ПК-13.3 Владеет разработкой эффективных схем перевозки груза в цепи поставок в рамках порта, как транспортного узла водного транспорта; координацией всех систем перегрузочных процессов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Порты и гидротехнические сооружения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Транспортные узлы и пути
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Транспортное технологическое оборудование
 
- Техника транспорта, обслуживание и ремонт
 
- Технология терминальных операций
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
90
90
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Общие понятия о морском порте. План порта. Судоходные морские каналы.
 
Тема 1. Порты как составляющая транспортной морской системы. Тенденции и перспективы развития портов.
Лекционные занятия:Общие понятия о порте. Роль транспорта в народном хозяйстве.  Порт и его элементы. Классификация портов. Краткие исторические сведения о развитии портов. Современные тенденции и перспективы развития портов и портовых гидротехнических сооружений. Охрана окружающей среды.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 2. Технические и транспортно-экономические характеристики портов. План порта.
Лекционные занятия:Транспортно-экономические характеристики порта. Пропускная способность причала. Районирование порта. Плановое расположение причального фронта, оградительных сооружений и входа в порт. Ветровое волнение на акватории порта.
2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 3. Судоходные морские каналы.
Лекционные занятия:Общие сведения о морских путях и каналах. Технические характеристики судоходных каналов. Транспортно-экономические характеристики судоходных каналов.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 1. Конструктивные особенности, нагрузки и воздействия на причальные сооружения. Расчет причальных сооружений по придельным состояниям.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить конструктивные особенности, нагрузки и воздействия на причальные сооружения. Рассмотреть расчет причальных сооружений по придельным состояниям. (Общая схема расчета).
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 2. Общие сведения об оградительных сооружениях. Конструктивных особенностях оградительных сооружения откосного, полуоткосного, вертикального профиля и облегченного типа.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить конструктивные особенности оградительных сооружения откосного, полуоткосного, вертикального профиля и облегченного типа. 
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Пропускная способность причала. Районирование порта. Плановое расположение причального фронта,

оградительных сооружений и входа в порт.

Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, конспектирование дополнительных источников, выполнение расчетов, подготовка к устному опросу

22
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Раздел 2. Механизация перегрузочных работ. Складское оборудование порта. Основы проектирования портовых гидротехнических сооружений.
 
Тема 4. Механизация перегрузочных работ.
Лекционные занятия:Виды грузов, способы упаковки, контейнеризация. Портовые краны и погрузчики. Машины непрерывного действия. Специальное перегрузочное и вспомогательное оборудование. Перегрузка тарно-штучных и лесных грузов. Перегрузка руды, угля и других подобных

навалочных грузов. Перегрузка зерна и других подобных мелкозернистых грузов. Перегрузка наливных грузов. Выбор схемы механизации перегрузочных работ.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 5. Складское оборудование порта, устройства для обслуживания пассажиров и друге здания на территории порта. Водоснабжение, канализация, электроснабжение и прочее оборудование порта.
Лекционные занятия:Портовые склады, их виды и назначение. Склады для штучных грузов и лесоматериалов. Склады для навалочных грузов. Склады для наливных грузов. Определение вместимости и площади складов. Морские вокзалы и другие портовые здания. Водоснабжение порта. Канализация порта. Электрическое хозяйство порта . Прочее оборудование порта.
2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 3. Принципы защиты морских берегов, а так же конструктивные особенности и классификацию морских берегоукрепительных сооружений. 
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить принципы защиты морских берегов, а также конструктивные особенности и классификацию морских берегоукрепительных сооружений.
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 4.  Назначение, типы, и конструктивные особенности отбойных и швартовных устройств на причальном сооружении. Классическая схема швартовки к причальному сооружению.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить отбойные и швартовые устройства на причальном сооружении и классическую схему швартовки к причальному сооружению.
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 6. Действие морской среды на материал конструкций гидротехнических сооружений. Основные положения проектирования портовых гидротехнических сооружений.
Лекционные занятия:Зоны коррозионного разрушения морских гидротехнических сооружений. Коррозия строительных материалов в морской среде. Защита конструкций морских гидротехнических сооружений от коррозии. Общие положения и классификация портовых

гидротехнических сооружений.  Особенности портовых гидротехнических сооружений. Нагрузки и воздействия. Основные положения расчета по предельным состояниям. Расчеты несущей способности. Расчет деформаций сооружений. Выбор технического решения при строительстве портов.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Действие морской среды на материал конструкций гидротехнических сооружений. Основные положения проектирования портовых гидротехнических сооружений.
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, конспектирование дополнительных источников, выполнение расчетов, подготовка к письменному опросу, подготовка презентаций 

22
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Раздел 3. Оградительные и причальные сооружения
 
Тема 7. Общие сведения об оградительных сооружениях.
Лекционные занятия:Классификация оградительных сооружений. Условия применения оградительных сооружений. Нагрузки, действующие на оградительные сооружения вертикального профиля. Конструкция и расчет оградительных сооружений гравитационного типа. Конструкция и расчет оградительных сооружений свайного типа. Головы оградительных сооружений вертикального профиля и сопряжение молов с берегом. Общие сведения об оградительных сооружениях откосного профиля. Воздействия внешних факторов на оградительные сооружения откосного профиля. Конструкции оградительных сооружений откосного профиля. Устойчивость элементов крепления откосов. Рекомендации по проектированию оградительных сооружений откосного профиля. Конструкция и расчет оградительных сооружений смешанного типа.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 5.  Порядок расчета глубины и ширины судоходного канала.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить порядок расчета глубины и ширины судоходного канала.
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 8. Общие сведения о причальных сооружениях и волноломах.
Лекционные занятия:Сквозные волноломы. Плавучие волноломы. Классификация причальных сооружений. Нагрузки, действующие на причальные сооружения. Особенности проектирования причальных сооружений.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практическая работа 6. Основные нормативные документы по технологическому проектированию портов и технической эксплуатации портовых сооружений.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить основные нормативные документы по технологическому проектированию портов и технической эксплуатации портовых сооружений: - «Требование к технологическому проектированию портов» изложенных в РД.32.3.01.01.-93; - «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий, комплекс требований и организационно-технических мероприятий» изложенных в РД.31.35.10-86. 
4
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Тема 9. Разновидности причальных сооружениях.
Лекционные занятия:Классификация причальных сооружений. Нагрузки, действующие на причальные сооружения. Особенности проектирования причальных сооружений. Гравитационные причальные сооружения. Классификация гравитационных причальных сооружений. Причальные сооружения из массивовой кладки. Причальные сооружения из массивов-гигантов. Причальные сооружения из ряжей. Уголковые набережные. Причальные сооружения из оболочек большого диаметра. Особенности расчета гравитационных причальных сооружений. Причальные сооружения в виде тонких стенок. Классификация причальных сооружений в виде тонких стенок. Основные элементы. Конструкции тонких причальных стенок. Анкерные устройства тонких стенок. Расчет незаанкерованных  тонких стенок. Расчет заанкерованных стенок. Расчет анкерных устройств. Причальные сооружения с высоким свайным ростверком. Классификация причальных сооружений с высоким свайным ростверком. Сквозные сооружения. Набережные-стенки. Общие положения проектирования причальных сооружений с высоким свайным ростверком. Особенности расчета экранированных тонких стенок свайных набережных. Приближенные методы расчета причальных сооружений с высоким свайным ростверком. Основы автоматизированных методов расчета ростверков. Перспективные типы конструкций портовых гидротехнических сооружений.
4
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Оградительные и причальные сооружения.
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, конспектирование дополнительных источников, выполнение расчетов, подготовка к письменному опросу, подготовка презентаций 

22
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Раздел 4. Судостроительные и судоремонтные предприятия. Доки и слипы.
 
Тема 10. Отбойные и швартовые устройства. Общие сведения о судостроительных и судоремонтных предприятиях.
Лекционные занятия:Назначение отбойных и швартовых устройств. Отбойные устройства и их расчет. Швартовые устройства и их расчет. Основные виды гидротехнических сооружений

судостроительных и судоремонтных предприятий. Организация судоремонта и компоновка

судоремонтных предприятий. Расчет числа доковых мест и длины причальной линии судоремонтного завода. Основные требования к компоновке и гидротехнической части проекта судоремонтных и судостроительных предприятий.

2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Практическая работа 7. Общие сведения о судостроительных и судоремонтных предприятиях. Конструктивные особенности гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить конструктивные особенности гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий.
1
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Тема 11. Доки и слипы.
Лекционные занятия:Основные типы доков. Общие сведения и классификация сухих доков. Основные элементы сухого дока. Камеры сухих доков. Затворы сухих доков и конструкция головной части дока. Технологическое оборудование сухих доков. Определение габаритных размеров камеры дока. Гидравлический расчет систем наполнения и опорожнения. Статические расчеты доковых камер. Плавучие доки. Общие сведения о слипах. Основные элементы судоподъемных сооружений. Классификация судоподъемных сооружений. Конструирование отдельных частей слипов. Определение нагрузок и расчет судовозных путей. Типовые решения наклонных судоподъемных сооружений.
2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3
 
Практическая работа 8. Перечень документации по технической эксплуатации портовых сооружений, которую следует вести на предприятиях Минтранса России. Форма и примерное содержание справочника допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады.
Практические занятия:Обучаемым предлагается под руководством преподавателя изучить перечень документации по технической эксплуатации портовых сооружений, которую следует вести на предприятиях Минтранса России, а также форму и примерное содержание справочника допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады.
2
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
Судостроительные и судоремонтные предприятия.
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям, конспектирование дополнительных источников, выполнение расчетов, подготовка к письменному опросу, подготовка презентаций 

24
ПК-7.1,ПК-7.2,ПК-7.3,ПК-7.4,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.7,ПК-7.8,ПК-7.9,ПК-7.10,ПК-7.11,ПК-7.12,ПК-7.13,ПК-7.14,ПК-7.15,ПК-7.16,ПК-7.17,ПК-11.1,ПК-11.2,ПК-11.3,ПК-11.5,ПК-13.1,ПК-13.2,ПК-13.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Порты и гидротехнические сооружения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М.Ю.Горина План порта и расчет причального сооружения:учебное пособие. - ГМА, 2002. - 
 
2. В.В.Попов Развитие и безопасность южных портов России:учебное пособие. - РКонсульт, 2003. - 
 
3. И.В. Костин Порты, портовые сооружения и их техническая эксплуатация  [Электронный ресурс]:курс лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65676.html  
 
4. В.Ф. Ботвинов Порты и транспортные терминалы [Электронный ресурс]:курс лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46506.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Порты мира:справочник в 10 книгах. - «ОАО СПб типография №6», 2006 . - 
 
2. В.А. Прокофьев, Т.А Вепринская Управление работой морского флота:учебник. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2010. - 
 
3. В.Ф. Ботвинов Устройство и оборудование морского порта [Электронный ресурс]:. - Московская государственная академия водного транспорта, 2012. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46876.html  
 
4. Г.И. Литвиненко Диагностика технического состояния материалов портовых гидротехнических сооружений методами неразрушающего контроля [Электронный ресурс]:методические рекомендации. - Московская государственная академия водного транспорта, 2012. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46706.html  
 
5. И.В. Костин Причальные сооружения [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46824.html  
 
6. И.В. Костин Расчет причальных сооружений [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46827.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.