2025-2026_26_02_03_51_24_1234-6217_plx_Обеспечение безопасности судоходства
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обеспечение безопасности судоходства»
26.02.03 – Раздел4.06. – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обеспечение безопасности судоходства»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел4.06. – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обеспечение безопасности судоходства»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Обеспечение безопасности судоходства» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 872)», учебного плана по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ, а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обеспечение безопасности судоходства»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Знание способов личного выживания

Знание способов предотвращения пожара и умение бороться с огнем и тушить пожары

Знание приемов элементарной первой помощи

Знание личной безопасности и общественных обязанностей

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.19. Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Команды, подаваемые на руль

Уметь:

использовать гиро- и магнитные компасы

Иметь практический опыт:

К.20. Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Знание обязанностей в аварийной ситуации и аварийной сигнализации

Знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров

Уметь:

Избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

Иметь практический опыт:

К.23. Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Возможные виды аварийных ситуаций, такие, как столкновение, пожар, затопление судна

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.24. Выживание в море в случае оставления судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Расположение противопожарных средств и путей эвакуации;

Действия, которые необходимо предпринимать на судне

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.25. Сведение к минимуму риска пожара и поддержание состояния готовности к действиям в аварийных ситуациях, связанных с пожаром
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Противопожарное оборудование и его расположение на судне

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.26. Борьба с огнем и тушение пожара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Оценивать помощи, в которой нуждается пострадавший, и угрозы для собственной безопасности

Иметь практический опыт:

К.27. Принятие немедленных мер при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Сигналы, подаваемые в аварийных ситуациях, и специальные обязанности, закрепленные за членами экипажа в расписании по тревогам; места сбора; правильное использование средств индивидуальной защиты;

Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.28. Соблюдение порядка действий при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Начальные знания воздействия, оказываемого судоходством на морскую среду, и воздействия на нее эксплуатационного или аварийного загрязнения

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.29. Принятие мер предосторожности для предотвращения загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Важность постоянного соблюдения правил техники безопасности

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.30. Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

установить и поддерживать эффективное общение

Иметь практический опыт:

К.31. Содействие установлению эффективного общения на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Важность поддержания хороших человеческих и рабочих отношений на судне

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.32. Содействие установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Важность получения необходимого отдыха

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.33. Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Начальные знания планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.34. Содействие усилению охраны на море путем повышенной информированности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Начальные знания вопросов обращения с конфиденциальной информацией и сообщениями, относящимися к вопросам охраны

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.35. Распознавание угроз, затрагивающих охрану
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Начальные знания требований к подготовке, проведению учений и занятий согласно соответствующим конвенциям, кодексам и циркулярам ИМО, включая те, которые относятся к борьбе с пиратством и вооруженным разбоем

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.36. Понимание необходимости и методов поддержания информированности и бдительности в вопросах охраны
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Обеспечение безопасности судоходства» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Морская практика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ
 
- Управление судами и составами на внутренних водных путях
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 46 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
46
22
24
В том числе: 
Лекционные занятия
38
18
20
Практические занятия
8
4
4
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
К
Общая трудоемкость дисциплины
46
22
24
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Безопасность судоходства на внутренних водных путях
 
Лекция (урок):

Современное состояние безопасности судоходства на внутренних водных путях.

Основные причины аварийности на водном транспорте. Анализ аварийности судов на

внутренних водных путях. Организационные структуры на речном транспорте, обеспечивающие безопасность, их задачи и функции.

Системы контроля за безопасностью судоходства. Основные положения действующих

на речном транспорте уставных и нормативных документов в части организации и

обеспечения безопасности судоходства. Кодекс внутреннего водного транспорта

Российской Федерации

4
 
Тема 1.1 Состояние и пути повышения безопасности судоходства на внутренних водных путях
Практическое занятие:

Разбор характерных случаев навигационных аварий и аварий по причинам нарушения технических условий эксплуатации судов.

2
 
Тема 1.2 Обеспечение безопасности и технология перевозки грузов на внутренних водных путях
Лекция (урок):

Основные требования к регламентированию безопасности плавания при перевозке

различных видов грузов. Основные виды опасностей, возникающих в процессе

перевозки грузов. Обеспечение безопасности перевозки различных грузов.

Нормативные документы, регламентирующие перевозку опасных, тарно-штучных,

навалочных и других грузов. Требования к судам и судовым экипажам. Упаковка и

маркировка опасных грузов. Технические условия размещения и перевозки опасных

грузов. Правила перевозок опасных грузов речным транспортом. Правила перевозок

пассажиров. Порядок составления грузового плана. Расчет и нормирование

остойчивости судна. Ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза.

Акты, претензии, иски.

4
 
Лекция (урок):

Современные требования по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судна. Роль

тренажерной подготовки в борьбе за живучесть судна. Принцип организации борьбы

экипажа за непотопляемость судна и сохранение остойчивости. Причины, вызывающие

потерю водонепроницаемости. Разбор показательных случаев БЖС и материалов

аварийных случаев. Организация и опыт обучения экипажей судов по БЖС. Требования к остойчивости и непотопляемости транспортных судов. Нормативные и инструктивные документы отрасли по вопросам остойчивости и непотопляемости судов. Контроль и обеспечение остойчивости и непотопляемости в нетиповых вариантах загрузки.

Обеспечение непотопляемости судна в аварийных ситуациях. Использование

оперативного планшета контроля непотопляемости судна при различных вариантах затопления отсеков. Контроль общей прочности корпуса в процессе эксплуатации

судна. Удифферентовка при различных вариантах загрузки и балансировки с проверкой общей прочности по диаграмме контроля. Пожарная безопасность на судах, организация тушения пожара на судах. Организация борьбы за живучесть на

пассажирских судах, танкерах, газовозах, химовозах, контейнеровозах и других судах.

4
 
Тема 1.3 Борьба за живучесть судна
Практическое занятие:

Практическое использование диаграмм статической и динамической остойчивости,

оперативной информации о непотопляемости в судовых условиях

2
 
Тема 1.4 Системы обеспечения судов оперативной навигационной информацией (ОНИ)
Лекция (урок):

Система ОНИ и ее роль для обеспечения безопасности судоходства. Системы передачи информации (ВСНП, НАВТЕКС, АВТОПРИН, автономные системы передачи и

получения навигационных извещений), их характеристики, ограничения,

совместимость, взаимный контроль. Автоматизация корректуры карт, способы

снабжения судов корректурным материалом. Системы передачи метеоинформации, их

характеристики. Системы информации о движении судов

4
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
5 семестр
 
Раздел 2. Обеспечение безопасности морского судоходства
 
Тема 2.1  Проблемы безопасности морского судоходства
Лекция (урок):

Сведения об аварийности морского флота. Принципы безопасности мореплавания.

Нормативная база безопасности мореплавания.

4
 
Лекция (урок):

Виды аварий, причины, их классификация. Кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море (РАИМ). Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами. Инструкция по применению положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами.

4
 
Тема 2.2 Анализ характерных аварий
Практическое занятие:

Анализ характерных аварий. Виды аварий, причины, их классификация

4
 
Тема 2.3 Организация безопасности плавания. Международные конвенции
Лекция (урок):

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, СОЛАС-74.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении

вахты, ПДНВ-1978/95/2010. Требования к минимальным знаниям судовых специалистов.

МК ОСПС и противодействие пиратству.

6
 
Тема 2.4 Транспортная безопасность в Российской Федерации
Лекция (урок):Общие понятия о Системе безопасной эксплуатации судов (МКУБ, СУБ).

Организация безопасности судна вахтенной службой (на ходу и т.д.).

4
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обеспечение безопасности судоходства» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Земляновский Д.К. Лоция внутренних водных путей:. - Астрахань Волга издательско-полиграфический комплекс, 2018. - 
 
2. Кодекс внутреннего водного транспорта:. - Транспорт, 2001. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.