ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Обеспечение безопасности судоходства»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обеспечение безопасности судоходства»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Знание способов личного выживания
Знание способов предотвращения пожара и умение бороться с огнем и тушить пожары
Знание приемов элементарной первой помощи
Знание личной безопасности и общественных обязанностей
Уметь:
Иметь практический опыт:
Команды, подаваемые на руль
Уметь:
использовать гиро- и магнитные компасы
Иметь практический опыт:
Знание обязанностей в аварийной ситуации и аварийной сигнализации
Знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров
Уметь:
Избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Иметь практический опыт:
Возможные виды аварийных ситуаций, такие, как столкновение, пожар, затопление судна
Уметь:
Иметь практический опыт:
Расположение противопожарных средств и путей эвакуации;
Действия, которые необходимо предпринимать на судне
Уметь:
Иметь практический опыт:
Противопожарное оборудование и его расположение на судне
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Оценивать помощи, в которой нуждается пострадавший, и угрозы для собственной безопасности
Иметь практический опыт:
Сигналы, подаваемые в аварийных ситуациях, и специальные обязанности, закрепленные за членами экипажа в расписании по тревогам; места сбора; правильное использование средств индивидуальной защиты;
Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги
Уметь:
Иметь практический опыт:
Начальные знания воздействия, оказываемого судоходством на морскую среду, и воздействия на нее эксплуатационного или аварийного загрязнения
Уметь:
Иметь практический опыт:
Важность постоянного соблюдения правил техники безопасности
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
установить и поддерживать эффективное общение
Иметь практический опыт:
Важность поддержания хороших человеческих и рабочих отношений на судне
Уметь:
Иметь практический опыт:
Важность получения необходимого отдыха
Уметь:
Иметь практический опыт:
Начальные знания планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной
Уметь:
Иметь практический опыт:
Начальные знания вопросов обращения с конфиденциальной информацией и сообщениями, относящимися к вопросам охраны
Уметь:
Иметь практический опыт:
Начальные знания требований к подготовке, проведению учений и занятий согласно соответствующим конвенциям, кодексам и циркулярам ИМО, включая те, которые относятся к борьбе с пиратством и вооруженным разбоем
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Современное состояние безопасности судоходства на внутренних водных путях.
Основные причины аварийности на водном транспорте. Анализ аварийности судов на
внутренних водных путях. Организационные структуры на речном транспорте, обеспечивающие безопасность, их задачи и функции.
Системы контроля за безопасностью судоходства. Основные положения действующих
на речном транспорте уставных и нормативных документов в части организации и
обеспечения безопасности судоходства. Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации
Разбор характерных случаев навигационных аварий и аварий по причинам нарушения технических условий эксплуатации судов.
Основные требования к регламентированию безопасности плавания при перевозке
различных видов грузов. Основные виды опасностей, возникающих в процессе
перевозки грузов. Обеспечение безопасности перевозки различных грузов.
Нормативные документы, регламентирующие перевозку опасных, тарно-штучных,
навалочных и других грузов. Требования к судам и судовым экипажам. Упаковка и
маркировка опасных грузов. Технические условия размещения и перевозки опасных
грузов. Правила перевозок опасных грузов речным транспортом. Правила перевозок
пассажиров. Порядок составления грузового плана. Расчет и нормирование
остойчивости судна. Ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза.
Акты, претензии, иски.
Современные требования по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судна. Роль
тренажерной подготовки в борьбе за живучесть судна. Принцип организации борьбы
экипажа за непотопляемость судна и сохранение остойчивости. Причины, вызывающие
потерю водонепроницаемости. Разбор показательных случаев БЖС и материалов
аварийных случаев. Организация и опыт обучения экипажей судов по БЖС. Требования к остойчивости и непотопляемости транспортных судов. Нормативные и инструктивные документы отрасли по вопросам остойчивости и непотопляемости судов. Контроль и обеспечение остойчивости и непотопляемости в нетиповых вариантах загрузки.
Обеспечение непотопляемости судна в аварийных ситуациях. Использование
оперативного планшета контроля непотопляемости судна при различных вариантах затопления отсеков. Контроль общей прочности корпуса в процессе эксплуатации
судна. Удифферентовка при различных вариантах загрузки и балансировки с проверкой общей прочности по диаграмме контроля. Пожарная безопасность на судах, организация тушения пожара на судах. Организация борьбы за живучесть на
пассажирских судах, танкерах, газовозах, химовозах, контейнеровозах и других судах.
Практическое использование диаграмм статической и динамической остойчивости,
оперативной информации о непотопляемости в судовых условиях
Система ОНИ и ее роль для обеспечения безопасности судоходства. Системы передачи информации (ВСНП, НАВТЕКС, АВТОПРИН, автономные системы передачи и
получения навигационных извещений), их характеристики, ограничения,
совместимость, взаимный контроль. Автоматизация корректуры карт, способы
снабжения судов корректурным материалом. Системы передачи метеоинформации, их
характеристики. Системы информации о движении судов
Сведения об аварийности морского флота. Принципы безопасности мореплавания.
Нормативная база безопасности мореплавания.
Виды аварий, причины, их классификация. Кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море (РАИМ). Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами. Инструкция по применению положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами.
Анализ характерных аварий. Виды аварий, причины, их классификация
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, СОЛАС-74.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении
вахты, ПДНВ-1978/95/2010. Требования к минимальным знаниям судовых специалистов.
МК ОСПС и противодействие пиратству.
Организация безопасности судна вахтенной службой (на ходу и т.д.).
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.