2025-2026_26_01_07-24-123-6217_plx_Организация судовых работ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.01.07 – Раздел 1.01 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация судовых работ»

Индекс:

(Файл)

26.01.07 – Раздел 1.01 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация судовых работ»

Специальность
26.01.07 Матрос
шифр и полное наименование
Квалификация
Матрос
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Организация судовых работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 26.01.07 Матрос (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 857)», учебного плана по специальности 26.01.07 Матрос, а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Наседкина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация судовых работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять плотницкие работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Выполнять столярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Выполнять малярные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4 Выполнять такелажные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Выполнять работы по зачистке корпуса и металлических изделий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.6 Применять технические средства и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.5 Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1 Подготавливать помещения, грузовые трюмы и палубы к размещению пассажиров и груза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.5 Зачищать трюмы и убирать палубы после выгрузки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Организация судовых работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
58
26
32
В том числе: 
Лекционные занятия
44
20
24
Практические занятия
14
6
8
Самостоятельная работа
34
20
14
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
96
50
46
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Применение материалов и инструментов для судовых работ
 
Тема 1.1 Лакокрасочные материалы и материалы, употребляемые в морской практике
Лекционные занятия:

Краски масляные и эмалевые, лаки, сиккативы, специальные краски, олифы, растворители, пигменты для приготовления красок. Графит, клей столярный, клей казеиновый, мел, мыло, пемза, сода каустическая, сода кальцинированная, жидкое стекло, тиры, цемент

8
ПК 1.3,ОК 2
 
Тема 1.2 Инструменты, применяемые для подготовки поверхности к окраске
Лекционные занятия:

Кирки, скребки, проволочные щѐтки, цикли, шпатели, пневматические молотки,  пневматические и электрические щѐтки, пневматические и электрические шарошки

2
ПК 1.3,ОК 2
 
Тема 1.3 Инструменты, применяемые для окраски
Лекционные занятия:

Пневматические пистолеты-распылители; кисти - маховые, филѐночные, флейцы, торцовые, вальковые

2
ПК 1.3,ОК 2
 
Раздел 2. Выполнение работ по уходу за корпусом, палубами, грузовыми, жилыми, служебными и вспомогательными помещениями
 
Лекционные занятия:

Осмотр корпуса, выявление повреждений. Ведение специального журнала осмотра, составление ремонтных ведомостей (или плана работ). Мытьѐ, окраска обшивки, промывка и очистка льял, сточных колодцев, фундаментов механизмов

2
ОК 2
 
Тема 2.1 Уход за корпусом
Практические занятия:

Мытьѐ, окраска обшивки, промывка и очистка льял, сточных колодцев, фундаментов механизмов

2
ОК 2
 
Лекционные занятия:

Удаление воды, снега, льда; поддержание исправности шпигатов, закрытий полупортов фальшборта; поддержание водонепроницаемости деревянных палуб, конопаченье и заливка стыков палубных досок; скатывание водой и защита от гидрометеорологических и прочих физических воздействий деревянного палубного настила; мытьѐ линолеума. 

2
ПК 1.1,ОК 2
 
Тема 2.2 Уход за палубами. Выполнение плотницких работ
Практические занятия:

Плотницкие работы

4
ПК 1.1,ОК 2
 
Тема 2.3 Уход за грузовыми помещениями и танками, за жилыми и служебными помещениями. Выполнение столярных работ
Лекционные занятия:

Содержание сухогрузных и рефрижераторных трюмов.

Чистка, мойка и поддержание  нормального состояния защитного покрытия танков и грузовых цистерн. Содержание помещений, санитарный аврал; мытьѐ пластмассовых изделий и отделки; меление резины, расхаживание и смазка резьб. Уборка и дезинфекция кладовых грязного белья.

Уничтожение носителей инфекции. Хранение горючих материалов в фонарных, малярных кладовых. Столярные работы

2
ПК 1.2,ОК 2
 
Самостоятельная работа:
20
ОК 2
 
5 семестр
 
Раздел 3. Выполнение малярных работ
 
Тема 3.1 Приготовление красок для малярных работ
Лекционные занятия:

Применение свинцового сурика, железного сурика, белил цинковых и белил свинцовых. Несовместимость эмалевых и масляных красок. Пентафталевые и глифталевые краски. Окраска подводной части корпуса, этинолевые краски. Общие сведения о приготовлении красок из густотертых паст

2
ПК 1.3,ОК 2
 
Консультации:
4
ОК 2
 
Тема 3.2 Подготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей
Лекционные занятия:

Подготовка к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску. Требования по подготовки к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка

2
ОК 2
 
Лекционные занятия:Технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушевки, покладка слоев краски. Применение больших и малых беседок для окраски рангоута, такелажа, забортных и труднодоступных частей судна. Особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки
2
ПК 1.3,ОК 2
 
Тема 3.3 Технология проведения покрасочных работ
Практические занятия:

Малярные работы на судне

4
ПК 1.3,ОК 2
 
Раздел 4. Выполнение такелажных работ
 
Тема 4.1 Ознакомление с такелажем современного сухогруза
Лекционные занятия:

Основные термины раздела 4. Такелаж современного сухогруза (основные детали). Назначение предметов такелажа

2
ПК 1.4,ОК 2
 
Тема 4.2 Инструмент и материалы для такелажных работ
Лекционные занятия:

1. Инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи)

2. Материалы для такелажных работ. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов. Приѐм на судно тросов и уход за ними. Сравнительные характеристики тросов. Применение такелажных цепей: короткозвенные, длиннозвенные, пластичные и шарнирные

4
ПК 1.4,ОК 2
 
Лекционные занятия:

Изготовление из растительных тросов судового снаряжения. Такелажные работы с тросами, тренцевание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей. Морские узлы и их применение: прямой, рифовый простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный, удавка. Плетение матов, оплѐтка кранцев

4
ПК 1.4,ОК 2
 
Тема 4.3 Такелажные работы с тросами
Практические занятия:

Такелажные работы. Работа с тросами. Применение и вязание узлов, плетение матов и оплетка кранцев

4
ПК 1.4,ОК 2
 
Раздел 5. Техника безопасности при выполнении судовых работ 
 
Тема 5.1 Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ
Лекционные занятия:

Порядок допуска к судовым работам.  Инструктаж. «Положение о технической эксплуатации судов морского флота». «Правила технической эксплуатации судовых технических устройств». «Устав службы». «Правила технической эксплуатации (для речных судов)». Технические описания и инструкции по использованию конкретных судовых систем и устройств и др. 

4
ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 2.5,ПК 3.1,ПК 3.5,ОК 2
 
Тема 5.2 Требования техники безопасности в особых условиях
Лекционные занятия:

Работы на верхней палубе в штормовых условиях, штормовые леера. Заборные работы, спуск человека за борт. Требования к ограждению проѐмов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков. Использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов и т.п. при выполнении работа на верхней палубе

2
ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 2.5,ПК 3.1,ПК 3.5,ОК 2
 
Тема 5.3 Требования техники безопасности к амуниции, инструментам, материалам
Лекционные занятия:

Спецодежда, обувь, брезентовые рукавицы, резиновые перчатки, респираторы и противогазы, предохранительные очки и другие предохранительные приспособления. Взрывобезопасные фонари и их применение. Работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине. Использование ветоши при работе с олифой, красками и растворителями.

Дифференцированный зачет 

2
ПК 1.5,ПК 1.6,ПК 2.5,ПК 3.1,ПК 3.5,ОК 2
 
Самостоятельная работа:
14
ОК 2
 
Дифференцированный зачёт
Лекционные занятия:
2
ОК 2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация судовых работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.А. Аксёнов Организация и проведение судовых работ [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2013. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/46490.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. МАРПОЛ 73/78 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней. книга 1 и 2:. - ЦНИИМФ, 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.