2025-2026_26_05_06_65-22-12345-6217_plx_Теоретические основы электротехники_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретические основы электротехники»
26.05.06 – Б1.О.19 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.19 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теоретические основы электротехники»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, технико-экономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- излагать, систематизировать базовую общепрофессиональную информацию;

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- навыками вывода из эксплуатации всех электрических установок до начала работы по их ремонту;

- навыками использования современных информационных технологий, управления информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности;

- использования сетевых компьютерных технологий, баз данных и пакетов прикладных программ в своей предметной области

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств;

- производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- судовые электроэнергетические системы, электроприводы, гребные электрические установки, судовые системы контроля, связи, управления и сигнализации;

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, техникоэкономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств; производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- методами расчета электротехнических и электронных устройств, электрических и магнитных цепей с использованием пакетов прикладных программ;

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Теоретические основы электротехники» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Электрооборудование судов
 
- Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока. Электрические и магнитные поля
 
Тема 1. Электрические цепи постоянного тока. Электрические и магнитные поля.
Лекционные занятия:

Введение. Электрические цепи постоянного тока. Начальные сведения об электрическом токе. Электрический ток. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития производства электроэнергии.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 1. Знакомство с программой Electronics Workbench. Исследование элементов электрической цепи.
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 2. Электрическая цепь
Лекционные занятия:

Количественное выражение энергии при нагревании проводника электрическим током. Режимы работы электрических цепей. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 2. Расчет цепей постоянного тока.
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 3. Расчет электрических цепей постоянного тока.
Лекционные занятия:

Топологические параметры и методы расчета электрических цепей. Четырехполюсники. Методы расчета электрических цепей постоянного тока.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 4.

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

Лекционные занятия:Практическое применение нелинейных элементов. Графический расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока. Статическое и динамическое сопротивление нелинейных элементов.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 3. Переходные процессы в цепях с одним накопителем энергии.
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 5. Электрические и магнитные поля.
Лекционные занятия:

Электрическое поле в однородном диэлектрике. Сегнетоэлектрики, электреты. Электростатические цепи и их расчет.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 4. Переходные процессы в цепях с двумя накопителями энергии.
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 6. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция.
Лекционные занятия:Магнитный гистерезис. Основная кривая намагничивания. Анализ и расчет магнитных цепей. Применение закона электромагнитной индукции в практике. Вихревые токи, их использование и способы ограничения. Принцип работы трансформатора.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока. Трехфазные и нелинейные электрические цепи переменного тока. Переходные процессы в электрических цепях
 
Тема 7. Начальные сведения о переменном токе. Электрические цепи переменного тока.
Лекционные занятия:Электрические цепи переменного тока. Векторные диаграммы. Сложение и вычитание синусоидальных величин.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 8. Расчет электрических цепей переменного тока.
Лекционные занятия:

Элементы и параметры электрических цепей переменного тока. Расчет электрических цепей переменного тока с помощью векторных диаграмм. Символический метод расчета электрических цепей переменного тока. Построение топографической диаграммы. Компенсация реактивной мощности в электрических сетях. Методы увеличения коэффициент мощности и его влияние на технико-экономические показатели электроустановок.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 5. Исследование резонансных цепей
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 9. Электрические цепи с взаимной индуктивностью.
Лекционные занятия:Расчет электрических цепей с взаимной индуктивностью. Трансформатор без ферромагнитного сердечника.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 10. Резонанс в электрических цепях.
Лекционные занятия:Расчет резонансных электрических цепей. Резонанс напряжений. Резонанс тока. Добротность контура. Частотные характеристики.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 11. Трехфазные цепи при соединении нагрузки звездой.
Лекционные занятия:

Расчет трехфазных цепей при соединении нагрузки звездой. Построение топографической диаграммы. Расчет режимов холостого хода и короткого замыкания.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 12. Трехфазные цепи при соединении нагрузки треугольником.
Лекционные занятия:Применение метода взаимного преобразования звезды и треугольника сопротивлений в расчете трехфазных цепей. Расчет трехфазных цепей. Построение топографической диаграммы.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 13. Вращающееся магнитное поле. Электрические цепи с несинусоидальными периодическими напряжениями и токами.
Лекционные занятия:Пульсирующее магнитное поле.  Практическое применение вращающегося магнитного поля на примере действия электрических машин. Разложение пульсирующего поля на два вращающихся. Признаки симметрии несинусоидальных кривых и влияние их на вид тригонометрического ряда. Расчет электрической цепи при несинусоидальном периодическом напряжении на ее входе. Высшие гармоники в трехфазных цепях при соединении звездой и треугольником.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 14. Нелинейные электрические цепи переменного тока. Переходные процессы в электрических цепях. Электрические цепи с распределенными параметрами.
Лекционные занятия:Анализ и расчет электрических цепей с нелинейных элементами. Полная векторная диаграмма и схема замещения катушки с ферромагнитным сердечником. Явление феррорезонанса, принцип действия дросселя насыщения, магнитного усилителя. Переходные процессы в электрических цепях. Переходные процессы в цепях переменного тока с индуктивностью и емкостью. Электрические цепи с распределенными параметрами. Схемы замещения однородных линий с потерями и без потерь. Характеристики длинной линии.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 3. Электрические измерения. Электроизмерительные приборы и их погрешности.
 
Тема 15. Электрические измерения.
Лекционные занятия:

Электрические измерения. Основные сведения по электрическим измерениям.

Электроизмерительные приборы и их погрешности. Системы электроизмерительных приборов. Устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной, электро-динамической и индукционной систем. Расширение пределов электроизмерительных приборов.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практическая работа 6.  Методика проведения измерений с помощью инструментария Electronics Workbench.
Практические занятия:Изучение материала, выполнение необходимых расчетов, подготовка к защите работы.
4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 16. Электрические измерения неэлектрических величин.
Лекционные занятия:Электрические измерения неэлектрических величин. Типы измерительных преобразователей. Генераторные и параметрические датчики.
1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Расчет электрических цепей.
Самостоятельная работа:Подготовка к лекциям, конспектирование

дополнительных источников, выполнение

расчетов, подготовка к письменному опросу,

подготовка презентаций.

36
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. П. В. Ермуратский, Г. П. Лычкина, Ю. Б. Минкин Электротехника и электроника  [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88013.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Э.В.Кузнецов Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
2. В.И.Киселев  Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
3. Э. В. Кузнецов  Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические изме-рения:Учебник и практикум для СПО . - Юрайт, 2020. - 
 
4. В. М. Игнатович, Ш. С. Ройз Электротехника и электроника: электрические машины и трансформаторы [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83122.html 
 
6.1 Основная литература
 
2. Аблязов В. И. Электротехника и электроника:учебное пособие. - , 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.