2025-2026_26_02_06_51_24_1234-6217_plx_Метрология и стандартизация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология и стандартизация»
26.02.06 – ОП.05 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология и стандартизация»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.05 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология и стандартизация»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 13.12.2024 г. № 893)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
методист, Шабатура Е.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология и стандартизация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основных понятий, определений метрологии и стандартизации, а также видов погрешностей

- правил пользования техническими регламентами, стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией в области водного транспорта, требования международной системы стандартизации и других организаций, задающих стандарты

- терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Уметь:

- пользоваться средствами измерений физических величин

- соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты

- учитывать погрешности при проведении измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений

- пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Измерять параметры электрических цепей и настраивать электронные узлы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Метрология и стандартизация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Инженерная графика
 
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая механика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
30
30
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основы метрологии
 
Тема 1.1. Теоретические основы метрологии
Лекция (урок):

1. Введение. Цели и задачи дисциплины. Общие понятия и определения метрологии

2. Физические свойства и величины. Уравнение связи между величинами

3. Единицы физических величин. Международная система единиц СИ. Кратные и дольные единицы

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 1.2. Основы технических измерений
Лекция (урок):

1. Общая характеристика объектов измерений

2. Понятие о видах, методах и средствах измерений. Основные этапы процесса измерения

3. Классификация измерений. Шкалы измерений. Чувствительность приборов измерений. Понятие об испытании и контроле

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Средства измерений, их классификация и свойства. Шкалы средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений

2. Методы повышения точности, классы точности средств измерений. Поверка и калибровка средств измерений. Выбор средств измерений. Измерительные приборы и установки

3. Измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. Технические измерения

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 1.3. Средства измерений
Практическое занятие:

1. Проверка средств измерений

2. Применение средств измерения линейных величин

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Погрешность результата измерения. Классификация погрешностей. Принципы оценивания погрешностей

2. Систематические и случайные погрешности. Инструментальная погрешность

3. Формы выражения погрешности. Обработка результатов измерения. Прямые и косвенные измерения. Однократные и многократные измерения. Суммирование погрешностей

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 1.4. Теоретические основы метрологии
Практическое занятие:

Измерение линейных и угловых размеров, учитывая погрешности при измерениях

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 1.5. Основы метрологического обеспечения измерений
Лекция (урок):

1. Состав метрологического обеспечения. Нормативная основа обеспечения единства измерений в Российской Федерации

2. Метрологическое обеспечение. Функции метрологических служб. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»

3. Международные метрологические организации. Метрологическая надёжность СИ. Показатели метрологической надёжности средств измерений. Межповерочные и межкалибровочные интервалы средств измерений и методы их определения

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 1.6. Техническое законодательство как основа метрологии и стандартизации
Лекция (урок):

Понятие о техническом регулировании и технических регламентах о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Раздел 2. Стандартизация
 
Тема 2.1. Основы стандартизации
Лекция (урок):

1. Цели, задачи, принципы, методы и функции стандартизации

2. Понятие нормативный документ по стандартизации. Методы стандартизации

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 2.2. Национальная система стандартизации
Лекция (урок):

1. Национальная система стандартизации России. Комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации». Общая характеристика стандартов разных видов и категорий

2. Порядок разработки национальных стандартов. информация о нормативных документах по стандартизации. Органы и службы стандартизации в Российской Федерации

3. Государственный контроль и надзор над соблюдением требований по стандартизации. Правовые основы стандартизации

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 2.3. Методы стандартизации
Лекция (урок):

1. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Стандарты, обеспечивающие качество продукции. Система стандартов по управлению и информации

2. Межгосударственная система стандартизации. Международная стандартизация. Национальная стандартизация зарубежных стран

3. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации, международные организации по стандартизации, применение международных и региональных стандартов в отечественной практике

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Раздел 3. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости
 
Тема 3.1. Основы стандартизации
Лекция (урок):

1. Основные термины и определения

2. Определение годности действительных размеров. Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности Графические изображения размеров и отклонений

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия о посадках. Посадки в системе отверстий и системе вала

2. Общие понятия о системе допусков и посадок. ЕСПД

3. Приемочные границы при определении действительного размера. Рекомендации по выбору допусков и посадок

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 3.2. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей
Практическое занятие:

Определение характера посадок с учётом заданных размеров валов и отверстий. Определение характера посадок в ЕСДП

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 3.3. Нормирование расположения поверхностей
Лекция (урок):

1. Поверхности (профили) номинальные и реальные

2. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей

3. Понятие шероховатости поверхности. Параметры шероховатости, их обозначение на технических документах

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 3.4. Стандартизация в профессиональной деятельности судового электромеханика
Лекция (урок):

Стандартизация в профессиональной деятельности 

2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Раздел 4. Сертификация
 
Тема 4.1. Основы сертификации
Лекция (урок):

1. Сертификация как форма подтверждения соответствия

2. Основные понятие в области оценки и подтверждения соответствия

3. Структура системы сертификации в Российской Федерации

1
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Тема 4.2. Подтверждение соответствия
Лекция (урок):

1. Формы подтверждения соответствия: обязательная сертификация, декларирование соответствия и добровольная сертификация. Нормативная база сертификации

2. Участники обязательной сертификации, участники добровольной сертификации, участники декларирования соответствия

3. Правила и порядок проведения сертификации и декларирования соответствия. Системы сертификации. Сертификация систем качества. Сертификация средств измерений

1
ПК 1.2.,ОК 01.
 
Контрольная работа
Лекция (урок):Повторение пройденного, подведение итогов
2
ПК 1.2.,ОК 01.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология и стандартизация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. К. П. Латышенко Метрология и измерительная техника [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Вузовское образование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79677.html 
 
2. А.В. Угольников Метрология. Электрические измерения [Электронный ресурс]:практикум. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82232.html 
 
6.1 Основная литература
 
1. А. Г. Сергеев Метрология:учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 322 с.
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
7-101

Кабинет материаловедения, Кабинет механики

УММД Механика (2 шт.); УММД Материаловедение (2 шт.); Столы студентов (15 шт.); Стулья студентов (30 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.