ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Метрология и стандартизация»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология и стандартизация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
Уметь:
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
Иметь практический опыт:
- основных понятий, определений метрологии и стандартизации, а также видов погрешностей
- правил пользования техническими регламентами, стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией в области водного транспорта, требования международной системы стандартизации и других организаций, задающих стандарты
- терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
Уметь:
- пользоваться средствами измерений физических величин
- соблюдать технические регламенты, правила, нормы и стандарты
- учитывать погрешности при проведении измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений
- пользоваться стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией
Иметь практический опыт:
часов
1. Введение. Цели и задачи дисциплины. Общие понятия и определения метрологии
2. Физические свойства и величины. Уравнение связи между величинами
3. Единицы физических величин. Международная система единиц СИ. Кратные и дольные единицы
1. Общая характеристика объектов измерений
2. Понятие о видах, методах и средствах измерений. Основные этапы процесса измерения
3. Классификация измерений. Шкалы измерений. Чувствительность приборов измерений. Понятие об испытании и контроле
1. Средства измерений, их классификация и свойства. Шкалы средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений
2. Методы повышения точности, классы точности средств измерений. Поверка и калибровка средств измерений. Выбор средств измерений. Измерительные приборы и установки
3. Измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. Технические измерения
1. Проверка средств измерений
2. Применение средств измерения линейных величин
1. Погрешность результата измерения. Классификация погрешностей. Принципы оценивания погрешностей
2. Систематические и случайные погрешности. Инструментальная погрешность
3. Формы выражения погрешности. Обработка результатов измерения. Прямые и косвенные измерения. Однократные и многократные измерения. Суммирование погрешностей
Измерение линейных и угловых размеров, учитывая погрешности при измерениях
1. Состав метрологического обеспечения. Нормативная основа обеспечения единства измерений в Российской Федерации
2. Метрологическое обеспечение. Функции метрологических служб. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»
3. Международные метрологические организации. Метрологическая надёжность СИ. Показатели метрологической надёжности средств измерений. Межповерочные и межкалибровочные интервалы средств измерений и методы их определения
Понятие о техническом регулировании и технических регламентах о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта
1. Цели, задачи, принципы, методы и функции стандартизации
2. Понятие нормативный документ по стандартизации. Методы стандартизации
1. Национальная система стандартизации России. Комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации». Общая характеристика стандартов разных видов и категорий
2. Порядок разработки национальных стандартов. информация о нормативных документах по стандартизации. Органы и службы стандартизации в Российской Федерации
3. Государственный контроль и надзор над соблюдением требований по стандартизации. Правовые основы стандартизации
1. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Стандарты, обеспечивающие качество продукции. Система стандартов по управлению и информации
2. Межгосударственная система стандартизации. Международная стандартизация. Национальная стандартизация зарубежных стран
3. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации, международные организации по стандартизации, применение международных и региональных стандартов в отечественной практике
1. Основные термины и определения
2. Определение годности действительных размеров. Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности Графические изображения размеров и отклонений
1. Основные понятия о посадках. Посадки в системе отверстий и системе вала
2. Общие понятия о системе допусков и посадок. ЕСПД
3. Приемочные границы при определении действительного размера. Рекомендации по выбору допусков и посадок
Определение характера посадок с учётом заданных размеров валов и отверстий. Определение характера посадок в ЕСДП
1. Поверхности (профили) номинальные и реальные
2. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей
3. Понятие шероховатости поверхности. Параметры шероховатости, их обозначение на технических документах
Стандартизация в профессиональной деятельности
1. Сертификация как форма подтверждения соответствия
2. Основные понятие в области оценки и подтверждения соответствия
3. Структура системы сертификации в Российской Федерации
1. Формы подтверждения соответствия: обязательная сертификация, декларирование соответствия и добровольная сертификация. Нормативная база сертификации
2. Участники обязательной сертификации, участники добровольной сертификации, участники декларирования соответствия
3. Правила и порядок проведения сертификации и декларирования соответствия. Системы сертификации. Сертификация систем качества. Сертификация средств измерений
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Кабинет материаловедения, Кабинет механики
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.