2025-2026_26_02_05_51_25_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Основы производственной деятельности на морских судах
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.05 – ОП.11 – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.11 – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 873)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Преподаватель, Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности

Уметь:

- организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы охраны труда на судах
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
 
- Учебная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 17 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
17
17
В том числе: 
Лекционные занятия
17
17
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
17
17
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Тема 1. Морской транспорт как ведущее звено транспортной системы России

Лекция (урок):

Сфера деятельности морского транспорта, его место и роль в транспортной системе России.  Организационно-правовые формы предприятий морского транспорта. 

1
 
Тема 2. Государственное регулирование в сфере морского транспорта

Лекция (урок):

Министерство транспорта и его функции по управлению морским торговым флотом.

Полномочия Росморречфлота. Морской регистр и его функции. Администрация морского порта и ее функции

2
 
Тема 3. Международные нормативно-правовые акты, регулирующие производственную

деятельность на морских судах

Лекция (урок):

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. 

2
 
Тема 4. Государственные нормативно-правовые акты по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна и надзора за судами.

Лекция (урок):

Устав службы на морских судах 2018 г.; Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г.; СУБ компании-судовладельца, ее задачи, основы построения СУБ судна, обязанности капитана судна в рамках СУБ, документы СУБ судна. Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты трудового законодательства, регулирующие работу на борту судна. Морской регистр

2
 
Тема 5. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа. Флаги и вымпелы судна

Лекция (урок):

Государственный флаг Российской федерации, флаги и вымпелы судна. Состав экипажа. Обязанности членов экипажа, права. Подчиненность членов экипажа, порядок отдачи распоряжений по службе и их выполнение. 

2
 
Тема 6. Вахтенная служба. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста
Лекция (урок):

Понятие вахтенной службы, ее назначение. Основные обязанности членов вахтенной службы.

2
 
Тема 6. Вахтенная служба. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста

Лекция (урок):

Организация вахтенной службы на судне и в машинном отделении. Обязанности моториста. Действия вахтенного моториста при приеме, несении и сдаче вахты. Меры безопасности в машинном отделении.

2
 
Тема 7. Классификация судовых помещений.  Судовые службы. Судовое заведование

Лекция (урок):

Классификация судовых помещений.  Состав и назначение судовых служб, судовое заведование.

2
 
Тема 8. Организация обеспечения живучести судна

Лекция (урок):

Судовая организация обеспечения живучести судна. Расписание по судовым тревогам. Обязанности членов экипажа по судовым тревогам. Состав и обязанности аварийных партий. 

2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74/78):нормативно-правовой акт. - , . - 
 
2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78):нормативно-правовой акт. - , . - 
 
3. Конвенция МОТ 2006 «О труде в морском судоходстве»:нормативно-правовой акт. - , . - 
 
4. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания:нормативно-правовой акт. - , . - 
 
6.1 Основная литература
 
1. Скаридов А.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право [Электронный ресурс]:Учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. -  – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/pravovoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-morskoe-pravo-437693 
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.