ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Навигационная гидрометеорология»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигационная гидрометеорология»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить.
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
Уметь:
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части.
- правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы.
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Иметь практический опыт:
- распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.
- номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности.
- формат оформления результатов поиска информации.
Уметь:
- определять задачи поиска информации.
- определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска.
Иметь практический опыт:
- планирования информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач.
- проведения анализа полученной информации, выделяя в ней главные аспекты.
- психология коллектива.
- психология личности
- основы проектной деятельности.
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды.
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Иметь практический опыт:
- участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач.
- планирование профессиональной деятельность.
- физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;
Уметь:
- использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
Иметь практический опыт:
- предварительной проработке и планировании перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания и навигационных пособий;
- использовании прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна.
- маневренные характеристики судна;
- влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;
- маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым сооружениям;
Уметь:
- эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
- управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения;
- выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу.
Иметь практический опыт:
- постановке судна на якорь и съемке с якоря и швартовных бочек;
- пересадке людей, швартовных операциях, буксировке судов и плавучих объектов;
- управлении судном.
- правила несения ходовой вахты на руле, систему перехода с автоматического управления на ручное и наоборот;
Уметь:
- определять местоположения судна с помощью береговых ориентиров; средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи;
Иметь практический опыт:
- управления судном, планировать и осуществлять переход судна в точку назначения, определять местоположение судна. Маневрировать и управлять судном, обеспечивать использование, эксплуатацию технических средств судовождения.
- Международных правил предупреждения столкновений судов в море. Вахтенный помощник должен знать характеристики управляемости своего судна
Уметь:
- нести вахту в различных путевых и гидрометеорологических условиях и районах. Плавание при ясной видимости и в условиях ограниченной видимости
Иметь практический опыт:
- наблюдения и контроля за окружающей обстановкой во время несения ходовой вахты.
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
погода
1. Состав и строение атмосферы.
2. Метеорологические величины, явления, погода.
3. Роль гидрометеорологической информации при планировании перехода.
1. Атмосферные осадки
2. Классификация атмосферных осадков.
3. Классификация прогностической информации, используемой при планировании перехода.
4. Осадки, их влияние на управление судном.
4. Меры обеспечения безопасности при маневрировании с учетом вероятных атмосферных осадков на переходе.
1. Ветровые явления.
2. Ветер и его влияние на движение судна.
3. Виды ветров. Их влияние на скорость судна.
3. Выбор оптимального пути с учетом гидрометеорологической информации.
1. Ветер, его влияние на движение судна.
2. Элементы ветра.
3. Тропические циклоны и Эль-Ниньо.
Практическая работа № 1. Влияние осадков на видимость и работу судовой РЛС. Туманы.
Практическая работа № 2. Ветер и его влияние. Элементы ветра.
Практическая работа № 3. Виды местных ветров.
Практическая работа № 4. Изменение элемента ветра у препятствий.
океана. Волнение. Ветровые волны, волновой профиль, элементы волны
1. Мировой океан и его компоненты.
2. Характеристики и состав вод Мирового океана
3. Ветровые волны, волновой профиль, элементы волны.
4. Влияние волнения на движение судна.
1. Виды и формы волнения.
2. Изменения уровня поверхности водных объектов и их факторы.
3. Течения в Мировом океане
4. Управляемость судном при волнении, под влиянием течений.
1. Выполнение привалов и отвалов при волнении.
2. Учет волнения.
3. Учет приливо-отливных явлений.
4. Таблицы приливов.
прогнозной информации при планировании перехода
1. Способы привалов судов.
2. Учет гидрометеорологической обстановки и прогнозной информации при планировании перехода.
1. Ледовый режим на водных объектах, их вскрытие.
2. Плавание судов в ледовых условиях.
3. Учет ледовой обстановки.
1. Ледовый режим в морях, крупных озерах и водохранилищах, их вскрытие.
2. Выбор оптимального пути в морях с учетом гидрометеорологических данных.
Плавание судов в ледовых условиях
1. Плавание судов в ледовых условиях.
2. Подготовка к дифференцированному зачету.
1. Автономное плавание во льдах
2. Подготовка к дифференцированному зачету.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Кабинет навигации и лоции
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.