2025-2026_26_02_03_51_25_1234-6217_plx_Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»
26.02.03 – Раздел1.11. – 2025 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел1.11. – 2025 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник - судооводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2025 г.
Рабочая программа дисциплины «Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 12.12.2024 г. № 872)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Д.Ю. Скачков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

судовых коллекций карт и пособий, их корректуру и учет;

определения направления и расстояния на картах;

выполнения предварительной прокладки пути судна на картах;

условных знаков на навигационных картах;

Уметь:

читать навигационные карты;

вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести счисление пути судна;

определять место судна различными способами на морской навигационной карте;

Иметь практический опыт:

ПК 1.1.  Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

маневрирования при съемке судна с якоря и постановке на якорь, к плавучим швартовым сооружениям;

Уметь:

опознавать огни, знаки и звуковые сигналы

Иметь практический опыт:

ПК 1.2.  Маневрировать и управлять судном
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

глубокое знание и умение пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции

Уметь:

определять местоположение судна с помощью:

.1 береговых ориентиров

.2 средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи

.3 счисления с учетом ветра, приливов, течений и рассчитанной скорости

Иметь практический опыт:

К.1. Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.2. Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К.9. Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы судовождения
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Навигация и лоция
 
- Проведение государственного экзамена
 
- Производственная практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
32
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Характеристика внутренних водных путей. Основные элементы реки.

Судовой ход. Навигационные опасности. Течения водного потока в реке. Виды

неправильных течений.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

2. Сущность и назначение шлюзования. Состав гидроузлов. Устройство и

элементы шлюза. Судоходные каналы, их классификация. Виды затонов и

рейдов. Влияние ледового покрова затонов на корпус судна. Системы

расстановки навигационных знаков. Краткая теория створов

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Практическое занятие:

№ 1 Наносные образования в русле рек. Перемещение наносов. Виды каменистых и глинистых образований. Режим излучин, образование прорв и стариц.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 1. Лоция внутренних водных путей
Практическое занятие:

№ 2 Образование перекатов. Элементы и классификация перекатов.

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

1. Основные сведения о картографии. Картографические проекции. Масштабы.

Радиолокационные пособия. Лоцманские карты внутренних водных путей.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 2. Специальная лоция и навигационные пособия
Лекция (урок):

2. Информация о судоходных условиях. Понятие о видимости.

Метеорологическая дальность видимости.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 2. Специальная лоция и навигационные пособия
Практическое занятие:

№ 3. Лоцманские карты внутренних водных путей. Использование лоцманских карт при судовождении.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

1. Шлюзование и состав гидроузла

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

2. Судоходные шлюзы, процесс шлюзования.

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

3. Подходные каналы к шлюзам. Особенности регулирования стока в нижних бьефах

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

4. Морские и речные судоходные каналы.

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 3. Гидротехнические сооружения на водных путях, их состав основные элементы шлюзований
Практическое занятие:

№ 3. Гидротехнические сооружения, процесс шлюзования

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

1. Морские устья рек. Навигационные опасности.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

2. Уровни воды и течения в устьях.

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 4. Морские устья рек. Навигационные опасности.
Практическое занятие:

№ 4. Классификация устьевых участков, навигационные опасности

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

1. Назначение путевых работ

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 5. Организация работ по улучшению судоходных условий водных путей. Рейды портов.
Лекция (урок):

2. Рейды на акваториях портов

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Лекция (урок):

1. Навигационное оборудование внутренних водных путей и их характеристика

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

2. Навигационные знаки и огни внутренних водных путей

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Лекция (урок):

3. Средство навигационного оборудования (СНО) в морских районах

2
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Практическое занятие:

№ 5. Плавучее и береговое навигационное оборудование ВВП, система МАМС

1
К.1.,ПК 1.1. ,ПК 1.2. 
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. К. Моргунов, А. А. Перфильев Учебник по Общей лоции :Учебник. - , 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. В. Святский География водных путей [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - КГМТУ, 2021. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/174809 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
2-305

Кабинет управления судном

Персональный компьютер в комплекте (1 шт.); Телевизор, МФУ (1 шт.); Столы студентов (15 шт.); Стулья студентов (30 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
 
2
2-306

Кабинет навигации и лоции

Телевизор, МФУ (1 шт.); Комплект (Генеральные карты, путевые карты, карты-сетки) (1 шт.); Извещения мореплавателям; Каталог карт и книг 7207 Атлантический океан (5 шт.); Огни и знаки (по районам плавания) (10 шт.); Океанские пути мира. Таблица морских расстояний (5 шт.); Таблица приливов (10 шт.); Морской астрономический ежегодник (5 шт.); Мореходные таблицы МТ-2000; Морские лоции (по районам плавания); Карты крупномасштабные (планы) Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей; Стенды настенные (9 шт.); УММД Основы судовождения (1 шт.); УММД Навигация и лоция (1 шт.); УММД Навигационная гидрометеорология (1 шт.); Столы студентов (15 шт.); Стулья студентов (30 шт.); Стол преподавателя (1 шт.); Стул преподавателя (1 шт.); Шкафы (1 шт.)
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.