ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая и специальная лоция внутренних водных путей РФ»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
судовых коллекций карт и пособий, их корректуру и учет;
определения направления и расстояния на картах;
выполнения предварительной прокладки пути судна на картах;
условных знаков на навигационных картах;
Уметь:
читать навигационные карты;
вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести счисление пути судна;
определять место судна различными способами на морской навигационной карте;
Иметь практический опыт:
маневрирования при съемке судна с якоря и постановке на якорь, к плавучим швартовым сооружениям;
Уметь:
опознавать огни, знаки и звуковые сигналы
Иметь практический опыт:
глубокое знание и умение пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции
Уметь:
определять местоположение судна с помощью:
.1 береговых ориентиров
.2 средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи
.3 счисления с учетом ветра, приливов, течений и рассчитанной скорости
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Характеристика внутренних водных путей. Основные элементы реки.
Судовой ход. Навигационные опасности. Течения водного потока в реке. Виды
неправильных течений.
2. Сущность и назначение шлюзования. Состав гидроузлов. Устройство и
элементы шлюза. Судоходные каналы, их классификация. Виды затонов и
рейдов. Влияние ледового покрова затонов на корпус судна. Системы
расстановки навигационных знаков. Краткая теория створов
№ 1 Наносные образования в русле рек. Перемещение наносов. Виды каменистых и глинистых образований. Режим излучин, образование прорв и стариц.
№ 2 Образование перекатов. Элементы и классификация перекатов.
1. Основные сведения о картографии. Картографические проекции. Масштабы.
Радиолокационные пособия. Лоцманские карты внутренних водных путей.
2. Информация о судоходных условиях. Понятие о видимости.
Метеорологическая дальность видимости.
№ 3. Лоцманские карты внутренних водных путей. Использование лоцманских карт при судовождении.
1. Шлюзование и состав гидроузла
2. Судоходные шлюзы, процесс шлюзования.
3. Подходные каналы к шлюзам. Особенности регулирования стока в нижних бьефах
4. Морские и речные судоходные каналы.
№ 3. Гидротехнические сооружения, процесс шлюзования
1. Морские устья рек. Навигационные опасности.
2. Уровни воды и течения в устьях.
№ 4. Классификация устьевых участков, навигационные опасности
1. Назначение путевых работ
2. Рейды на акваториях портов
1. Навигационное оборудование внутренних водных путей и их характеристика
2. Навигационные знаки и огни внутренних водных путей
3. Средство навигационного оборудования (СНО) в морских районах
№ 5. Плавучее и береговое навигационное оборудование ВВП, система МАМС
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Кабинет управления судном
Кабинет навигации и лоции
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.