ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
 
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
 
 
Судовождение и гидрография
 
Маневрирование крупнотоннажных судов
 
26.05.05_65-19-12345-6217.plx
Специальность 26.05.05 «Судовождение»
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
 
Семестр 
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
 
В том числе в форме практ.подготовки
 
 
 
 
УП: 26.05.05_65-19-12345-6217.plx
 
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
 
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Теория и устройство судна
 
Организация службы на морских судах
 
 
 
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
Автоматизация судовождения
 
Научно-исследовательская работа (НИР)
 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-03.1: Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
- Содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.2: Умеет применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
- устанавливать различные уровни вахты в зависимости от условий плавания и руководить членами команды мостика
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.3: Умеет использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
 
 
 
 
 
 
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом. 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.4: Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
- выполнять плавание по заданной траектории, используя информацию от навигационных приборов, применять лоцманские и штурманские способы контроля своего места суда, правильно толковать информацию от навигационных приборов 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.5: Знает технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
- звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72, технику радиолокационной проводки судна в ограниченную видимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.6: Знает использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС
 
 
 
- использование системы передачи сообщений согласно Admiralty Lists of Radio Signals Vol.6, Ship’s Routeing, guide to Port Entry. 
 
 
 
 
 
 
 
УП: 26.05.05_65-19-12345-6217.plx
 
 
 
 
 
 
ПК-03.7: Умеет нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами
 
 
 
 
 
 
- Выполнять процедуры по смене вахты, несению вахты, учитывая требования РШС-89, Bridge Procedures Guide.
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.8: Умеет постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам
 
 
 
 
 
 
- Вести наблюдение в соответствии с Правилом 5 МППСС 72, РШС-89. 
- Вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним.
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.9: Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
- Огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.10: Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
 
- Вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой с необходимой частотой и полнотой
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.11: Умеет надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
 
 
 
 
 
 
- Вести судовой журнал и фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.12: Умеет определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка
 
 
 
 
 
 
- Четко определить меру ответственности в различных условиях плавания, включая лоцманскую проводку и когда капитан находиться на мостике. 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-03.13: Знает принципы управления личным составом на мостике
 
 
 
- Схему распределения обязанностей между членами ходовой навигационной вахты, ответственность каждого из них 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-09.1: Знает влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь судна
 
 
 
- Как влияет посадка судна и запас воды под килем на элементы циркуляции и инерционные характеристики судна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УП: 26.05.05_65-19-12345-6217.plx
 
 
 
ПК-09.2: Умеет учитывать влияние ветра и течения на управление судном
 
 
 
 
 
 
- Прогнозировать направление движения судна при известных параметрах ветра и течения. 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-09.3: Знает порядок выполнения маневра и процедур при спасании человека за бортом
 
 
 
- Последовательность действий при падении человека за борт, различные виды маневров и их исполнение: поворот Вильямсона,  Шарнова, Андерсона
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-09.4: Знает влияние эффекта проседания, влияния мелководья
 
 
 
- Зависимость скоростного проседания судна от таких факторов как: скорость судна, соотношение глубины к осадке судна, коэффициента полноты корпуса судна, соотношения погруженной части мидель шпангоута к сечению канала. 
- Влияние мелководья на выдвиг, угол дрейфа, снижение  скорости на циркуляции, величины выбега.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-09.5: Знает применимые процедуры постановки на якорь и швартовки
 
 
 
- основные силы и моменты, действующие на судно при швартовке и постановке на якорь. 
- Основные способы подхода к причалу и швартовки как с буксиром так и без. 
- Стандартные схемы и принципы постановки судна на  1 якорь и на 2 якоря, ситуации, при которых они применяются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.1: Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
- Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.2: Знает основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
- процедуры несения ходовой навигационной вахты в соответствии с международными и национальными документами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.3: Умеет использовать пути движения судов и системы судовых сообщений
 
 
 
 
 
 
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.4: Умеет применять технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
 
- использовать радар для определения места судна, определять звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, применять Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72.
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.5: Умеет управлять личным составом на мостике
 
 
 
УП: 26.05.05_65-19-12345-6217.plx
 
 
 
 
 
 
- руководить членами команды мостика в соответствии с нормативными документами и процедурами несения ходовой навигационной вахты 
 
 
 
 
 
 
 
ПК-02.6: Знает порядок использования информации, получаемой от навигационного оборудования, для несения навигационной вахты
 
 
 
- Принципы и способы использования информации, получаемой о судовых приборов: гирокомпас, лаг, СНС, магнитный компас, анемометр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
 
- Содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками 
 
- звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72, технику радиолокационной проводки судна в ограниченную видимость. 
 
- использование системы передачи сообщений согласно Admiralty Lists of Radio Signals Vol.6, Ship’s Routeing, guide to Port Entry. 
 
- Огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками 
 
- Схему распределения обязанностей между членами ходовой навигационной вахты, ответственность каждого из них 
 
- Как влияет посадка судна и запас воды под килем на элементы циркуляции и инерционные характеристики судна. 
 
- Последовательность действий при падении человека за борт, различные виды маневров и их исполнение: поворот Вильямсона,  Шарнова, Андерсона
 
- Зависимость скоростного проседания судна от таких факторов как: скорость судна, соотношение глубины к осадке судна, коэффициента полноты корпуса судна, соотношения погруженной части мидель шпангоута к сечению канала. 
- Влияние мелководья на выдвиг, угол дрейфа, снижение  скорости на циркуляции, величины выбега.
 
- основные силы и моменты, действующие на судно при швартовке и постановке на якорь. 
- Основные способы подхода к причалу и швартовки как с буксиром так и без. 
- Стандартные схемы и принципы постановки судна на  1 якорь и на 2 якоря, ситуации, при которых они применяются. 
 
- Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
- процедуры несения ходовой навигационной вахты в соответствии с международными и национальными документами.
 
- Принципы и способы использования информации, получаемой о судовых приборов: гирокомпас, лаг, СНС, магнитный компас, анемометр 
 
 
 
- устанавливать различные уровни вахты в зависимости от условий плавания и руководить членами команды мостика
 
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом. 
 
- выполнять плавание по заданной траектории, используя информацию от навигационных приборов, применять лоцманские и штурманские способы контроля своего места суда, правильно толковать информацию от навигационных приборов 
 
- Выполнять процедуры по смене вахты, несению вахты, учитывая требования РШС-89, Bridge Procedures Guide.
 
- Вести наблюдение в соответствии с Правилом 5 МППСС 72, РШС-89. 
- Вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним.
 
- Вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой с необходимой частотой и полнотой
 
- Вести судовой журнал и фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна 
 
- Четко определить меру ответственности в различных условиях плавания, включая лоцманскую проводку и когда капитан находиться на мостике. 
 
- Прогнозировать направление движения судна при известных параметрах ветра и течения. 
 
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.
 
- использовать радар для определения места судна, определять звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, применять Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72.
 
 
 
УП: 26.05.05_65-19-12345-6217.plx
 
 
- руководить членами команды мостика в соответствии с нормативными документами и процедурами несения ходовой навигационной вахты